Интернационализм - одна из основных черт миросозерцания Горького. Еще в 1912 году он писал о «единстве политических задач» всех угнетенных национальностей в борьбе против врага, общего для «хохла», «кацапа» и «якута». С огромным вниманием следил Горький за развитием национальных литератур.
Примером того, как близко принимал к сердцу Горький рост национальных литератур еще в дореволюционное время, может служить его отношение к украинской литературе, в частности к представителю ее революционного крыла - к писателю Коцюбинскому.
Горький хорошо знал и любил Украину. Он прошел ее пешком из конца в конец. «... Мои симпатии к народности украинской возникли еще в 91 году, когда я ходил по Украине...» - писал он в одном из своих писем. Горький батрачил в селах Голтве, Малиновцах и др. Он высоко ценил и любил народные украинские песни, в которых отразилась душа народа, в которых звучат то лирическая грусть о неосуществленной мечте, то гнев и угрозы отнявшим радость и вольность. Хорошо знаком был Горький со старой украинской литературой. Особенно ценил он Шевченко, Чумака - Артемовского, Квитку - Основьяненко.
Знакомство и дружба Горького и Коцюбинского начались задолго до их личной встречи. Они знали и ценили друг друга по произведениям.
Во время реакции, наставшей после 1905 года, Коцюбинский резко выступал против националистов Гринченко, Винниченко и др., которые блокировались с буржуазно - националистическими украинскими кругами. «Несет чем - то заплесневелым, замогильным», - писал Коцюбинский о «Новой громаде», органе националистов. Горький в то же время отказывался печатать украинских буржуазных националистов, разоблачал в своих литературных выступлениях реакционную сущность их произведений.
В Коцюбинском Горький нашел единомышленника, писателя - революционера, близкого ему по взглядам и настроениям.
Еще до знакомства с Горьким в творчестве Коцюбинского появились мотивы и темы, близкие темам Горького. «Смех», «Он идет», «Fata Morgana» Коцюбинского перекликаются с пьесой Горького «Враги», с романом «Мать». Горьковский Бардин из «Врагов» и Чубинский из «Смеха» схожи: оба они за либеральной болтовней скрывают свою реакционную сущность.
1 июня 1909 года Коцюбинский впервые встретился с Горьким на острове Капри.
«Нечего и говорить, что я был принят с распростертыми объятиями. Он меня знает по литературе и, оказывается, ценит», - писал Коцюбинский Аплаксиной.
Под влиянием Горького Коцюбинский решительнее ставит социальные проблемы, тверже укрепляется на революционных позициях, совершенствует свой художественный метод.
Оба писателя делились художественными замыслами, советовались, читали друг другу новые произведения. Коцюбинский советовался с Горьким по вопросам творчества и даже личной жизни. «Я очень близко сошелся с Горьким, - писал Коцюбинский жене 15 июля 1910 года, - видимся чуть ли не каждый день, - если я, долго не иду - он заходит ко мне, гуляем, сидим вместе и ведем бесконечные разговоры на литературные темы. Часто он читает свои новые произведения или рассказывает, какие планы у него на будущие работы, и я чувствую большую благодарность».
У Горького и Коцюбинского встречаются вещи, написанные на один и тот же сюжет. Примером может быть шестая сказка из «Русских сказок» Горького и «Кони невинны» Коцюбинского. В той и другой вещи показан либерал - помещик, который учит крестьян жить «по - людски». Когда же крестьяне поняли «науку» по - своему и захотели забрать у этого «учителя» землю, тот немедленно послал губернатору телеграмму...
Горького и Коцюбинского соединяла любовь к угнетенному народу и ненависть к его врагам. Горький был для Коцюбинского огромным авторитетом. «Так хорошо чувствовать, что есть где - то светлая, великая душа, источник доброго и прекрасного, которому можешь с открытым сердцем сказать: всего хорошего», - писал Коцюбинский Горькому 11 марта 1911 года.
Смерть Коцюбинского потрясла Горького. «Прекрасный, редкий цветок отцвел, ласковая душа погасла. Большого человека потеряла Украина, - долго и хорошо она будет помнить его добрую работу», - так откликнулся на эту смерть Горький.
Дружба Горького и Коцюбинского, это проявление интернационального единения литератур, не могла быть по душе ни русским шовинистам, ни украинским националистам. Они всячески старались опорочить Горького в глазах украинского народа и поссорить Коцюбинского с Горьким. Украинский националист Сриблянский осмелился назвать Горького «защитником русской державности», а русский шовинист Амфитеатров «имел зуб на Горького за статью во славу малороссов».
В наше время враги народа старались умолчать о дружбе Горького и Коцюбинского, пытались утаить их переписку.
Но все подлые попытки националистов и шовинистов опорочить светлую, творческую дружбу Горького с Коцюбинским остались тщетными. Горький был для Коцюбинского любимейшим другом и учителем, и взаимоотношения этих двух замечательных людей явились символом дружбы великого русского народа с народом Украины.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.