Старый профессор ушел, и Сергей Львович остался один в своем кабинете... Старый профессор во многом был прав, но некоторые его доводы вызывали в молодом ученом острое желание полемизировать.
- Техник на математику смотрят не так, как математик, - говорил профессор. - Для техника это простой инструмент, как кувалда, зубило. Для математика же это область философии...
В этом утверждении была доля истины.
- Вряд ли для того, чтобы обить диван кожей, нужно изучать зоологию, - продолжал старый профессор. - Технику не нужны математические доказательства: ему нужны только результаты... Математик же сам творит для себя...
Когда ученый дошел до этого места, Сергей Львович улыбнулся.
«Старик ударился в философию, - подумал он, - куда - то она его заведет?..»
Сергей Львович хотел было вступить в спор, однако удержался. Он хорошо знал своего собеседника. В старом ученом говорила лишь страстная привязанность к науке, которой он отдал всю свою жизнь. Но, казалось бы, вопреки своей философии это не был кабинетный ученый. Напротив, в жизни он был одним из самых передовых людей науки. У него было множество учеников, которым он передавал свои глубокие познания. Во всей своей деятельности он был тесно связан с современностью... Сергей Львович не стал перебивать старика. А тот вскоре перешел к вопросу, который его волновал и заставил приехать из Ленинграда в Москву. Это был вопрос о преподавании математики в высших технических учебных заведениях, об учебниках, которыми пользуются студенты. Старый профессор с возмущением отзывался о некоторых учебниках, авторы которых прикрывали свою безграмотность лженаучными рассуждениями. Профессор приехал в Москву, чтобы высказать свое мнение по этому вопросу. И первый, к кому он обратился, был молодой ученый Сергей Львович Соболев.
Несмотря на свою молодость - ему всего двадцать девять лет - Сергей. Львович пользуется уже немалым авторитетом среди математиков. Этот авторитет завоеван тридцатью семью научными трудами, большой преподавательской, научной и общественной работой. Многие математики искренно благодарили молодого профессора Соболева за его выступления в печати и на диспутах против лженаучных трудов и безграмотных учебников, засорявших мозги студентов. Одна из таких книг - «Статика и динамика машин» Левинсона, - написанная с претензией на ученость, имела даже почтенных покровителей в Академии наук. Соболев, ознакомившись с книгой, не мог скрыть своего возмущения:
- Это же черт знает, что такое! - говорил он коллегам в математическом институте. - Человек претендует на ученость, а сам запутался в такой элементарной теории, как сила инерции. И по этой книге должны учиться советские студенты! Да ведь этот «учебник» полон вздора, простых арифметических ошибок!
То, чего не решались сделать другие, сделал Соболев. Он тотчас же созвал совещание математиков. Сам выступил на нем с обстоятельным докладом - разбором порочной книги. Он добился изъятия вредного учебника.
Вскоре после этого вместе с профессором Люстерником Соболев выступил против учебника геометрии Гурвица и Гангнуса. Этот недоброкачественный учебник всячески протаскивался прежними наркомпросовскими работниками и был признан даже стабильным. Однако Люстерник и Соболев сумели доказать его недоброкачественность и добиться его изъятия.
Так молодой математик, борясь с халтурными, неграмотными учебниками, завоевывал авторитет в среде подлинных людей науки. И не удивительно, что старый профессор пришел за содействием именно к нему... Математика - точнейшая из наук. Точная наука приучает людей, занимающихся ею, к образцовой точности в жизни. День молодого ученого строго распланирован и вмещает в себя очень много.
Главное - научные занятия. Работа над новым (тридцать восьмым по счету и самым большим по объему) капитальным трудом об уравнениях в частных производных. Труд отнимает много времени. Рабочий стол Соболева всегда заложен книгами, развернутыми тетрадями, страницы которых пестрят сложными математическими выкладками...
Математика помогает строить жизнь. Математика нужна жизни.
Все мы пользуемся радио. Радио вошло в быт человека, техника радиоприема известна сотням тысяч людей. Но многие ли знают, что открытие радио было бы невозможно, если бы математики девятнадцатого века не разработали теорию уравнения в частных производных, ту самую теорию, которой посвящает свой новый труд молодой советский ученый Соболев? Мы, ежедневно пользующиеся чудесным изобретением - радио, - должны ощущать огромную благодарность математикам девятнадцатого века. Математику Соболеву в трудном и увлекательном путешествии по лабиринтам интегралов всегда светит луч надежды, что и его научные исследования принесут реальную пользу человечеству.
Научная работа тесно переплетена с преподавательской и общественной. Профессор Соболев читает в 1 - м московском государственном университете специальный курс по некоторым проблемам математической физики. В математическом институте Академии наук он заведует отделом дифференциальных уравнений и функционального анализа. Ему всего двадцать девять лет, но среди его учеников есть уже люди, ставшие сами профессорами.
Много внимания и времени требует общественная работа. Нужно выступать с докладами на заводах. Нужно посещать испытания в школах, нельзя не вести повседневную борьбу с халтурщиками и недоучками, старающимися пролезть в науку, с безобразиями в некоторых втузах, где пытались протаскивать неполноценные диссертации и присуждать докторские степени «по знакомству» людям, недостойным их. В скромном кабинете математического института сидит перед нами молодой человек с высоким, крупным лбом. У него острый взгляд и светлые, очень непослушные волосы. Свою сознательную жизнь он начал в первые дни власти советов. Это целиком советский человек, выросший и воспитавшийся вместе с нашей страной. Он рано остался без отца. В годы гражданской войны отец умер в Ленинграде. Отец был юристом и мечтал сам направлять образование единственного сына. Но в 1919 году мать увезла мальчика к себе на родину, на Украину. Сережа больше не видел отца, но память о нем осталась навсегда.
Отец изучал склонности сына. В восемь лет Сережа заинтересовался арифметикой.
- Любопытно, - говорил отец знакомым, - восьмилетний карапуз занимается сложением и вычитанием. Быть тебе математиком, Сергей. Эти слова чудесным образом оправдались. За год Сережа одолел всю арифметику. А еще через год в Харькове занялся самообразованием. Сергею не было тогда полных десяти лет. Его двоюродный брат учился в университете, подолгу просиживал над книгами. Сергей старался подражать ему. Вначале это была детская игра. Затем мальчик втянулся... Он читал все, что читал брат. Мальчик развивался не по годам. Только в 1923 году Сергей получил возможность учиться систематически. Семья переехала в Ленинград, и мать решила определить Сергея в школу. Одно лишь вызывало сомнение: в какой класс следует его определить? Ему было четырнадцать лет, но знания его могли составить честь его старшим товарищам. Мальчик сам разрешил вопрос: отправился в школу и сдал экзамен сразу в 9 - й класс. Таким образом, в школе ему пришлось учиться только один год.
Когда свидетельство об окончании школы было на руках, вновь начались треволнения. Сергей заявил, что желает стать физиком или математиком. Но пятнадцатилетних в университет не принимают. Пришлось ждать. Чтоб не терять зря времени, Сергей стал учиться играть на рояле. Однако играл он посредственно, а ничего посредственного он делать не любил. На следующий год Сергей снова пошел держать экзамен в университет. Опять возраст явился препятствием. Однако Сергей продемонстрировал перед профессорами столь солидные знания, что так называемый возрастной ценз перестал их смущать. Сергей Соболев стал студентом математического факультета.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.