Призыв машин первой пятилетки

Ирина Большинцова| опубликовано в номере №237-238, январь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сопутствуемые турбинами, генераторами и моторами, эти люди приезжают с лениградской «Электросилы», за, вода им. Сталина, «Красного путиловца». для того, чтобы зашумели моторным гудением пустынные цехи, для того, чтобы электрические силы возрождали к цветению бывший глухим и забытым край.

Монтажники - непосредственные свидетели осуществления ленинского плана электрификации.

И они вам расскажут о первых гидрогенераторах для Волховстроя, уже тогда по своим качествам превосходящих шведскую фирму АССА (легче на 20 проц.!). Это 1926/1927 год. Это преддверие пятилетки. И если тогда электропромышленность Союза занимала восьмое место в мире, в 1931 г. она вышла на третье. Производство электрических машин и аппаратов возросло с тех пор в 15 раз. А какие технические сдвиги произошли в электромашиностроении за эти несколько лет! Сверхмощный гидрогенератор для Днепре - строя в 62.000 кВт - мировой технический рекорд. Здесь применяются все новейшие технологические приемы: сварные конструкции, штампованные обода, замена более прочной изоляцией на асфальтовых лаках, берегущей от пробоя и аварии машины.

Если в 1928 г. самый большой турбинный генератор для тепловых станций имел мощность в 10.000 кВт, то в 1932 г. есть 8 машин по 50.000 кВт.

А каждый лишний процент мощности крупного генератора означает миллионы киловатт - часов добавочной энергии ежегодно.

«Марка Севка - бель гарантирует лучшее качество!» - это девиз завода на Васильевском Острове. Право на этот девиз завоевано, ибо выпущен подземный кабель напряжением в 120 тыс. вольт.

И готов образец на 220 тыс. вольт! Именно от этого зависят те невероятнейшие по велит чине своих исчислений магистрали электронов, которые намечает генеральный план электрификации Советской страны.

Уголь, химия, металлургия, торф, обогащенные механизацией всех своих производственных процессов, могут давать больше топлива, металла, удобрений.

На советских полях работают комбайны Саратовского завода, тракторы «Путилевца», СТЗ, ХТЗ.

Люберецкая льнотеребилка «Комсомолка» заменяет на 1 га льна 20 человек рабочих. Спутанный леи захватывается иглами, проходит в теребильную ленту, выдергивается из земли с корнем (это важно для сохранения длины стебля), передается вязальному аппарату, связывается в снопы и автоматически сбрасывается.

На рельсах стоят мощные паровозы 1 - 5 - 1 Феликс, Коломенский сверхмощный И - С, динамовский электровоз Сурам покоряет горные перевалы Кавказа.

Теплоходы и лесовозы с Балтийского завода умножают торговый и пассажирский флот.

А Станкострой, завод револьверных станков в Москве, Уралмаш пополняют цехи новой армией машин, производящих машины призыва уже второй пятилетки.

Они размножают в своих стенах организмы новых заводов, которые еще дальше отодвинут в историю вчерашний день окуровской уездной России.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поэма о человеке

«МОЙ ДРУГ» Н. Погодина в Театре революции

Бытовая консультация

Вода ценится в пустыне, но не в статье