Черные пласты грузно лежат многометровыми толщами. Путь к ним длится годами, и остановки занимают месяцы и дни. Ствол шахты только вскрывает исходный пункт - это вокзал для многолиней - ных направлений, теряющихся в лабиринте кверхшлагов, уклонов, штреков и забоев.
Машина, как бы толкая своими плечами нависшие суживающиеся стены пород, рубит пласт, постепенно рождая лавы.
Мировые короли горного машиностроения - американец Сулливан и немец Эйкгоф - до последних лет снабжали врубовками советские угольные бассейны.
Врубовая машина работает в шесть - восемь раз скорее ручного забоя. Средняя производительность ее - 2 тыс. тонн в месяц.
На ней возможно ставить рекорды добычи. В шахте им. Балицкого врубмашинист Минаев добыл 12 тыс. тонн угля за месяц.
В ноябре 1928 г. на шахте «Соленая» Чистя - конского рудоуправления успешно закончила свой первый вруб «Донбасская тяжелая» - советская врубовка, изготовленная Горловским заводом. В 1929 г. по шахтным стволам спустилось еще II советских машин. В 1932 - более 250. И уже есть новые конструкции, другие типы, дополнительные марки собственного производства.
Граббе, Николаев и Сотников создали «Тяжелую канатную», Фоменко - «Горловскую тяжелую». 1933 год умножит выпуск в десятки раз. Новый цех врубмашин Горлозки рассчитан на 3 тыс. врубовок в год и тысячу тонн запасных частей к ним.
Тогда мистеру Сулливану придется отойти в сторонку, его завод (2.500 машин в год) останется позади.
Но это лишь начало побед. Идея непрерывного потока, стремление к комплексной, полновесной, всеобъемлющей механизации - основная задача каменноугольной советской промышленности.
И мы идем за эти годы к действительному осуществлению, к скорейшему проникновению этой идеи в шахту.
Уже поступил в производство угольный комбайн инженера Бахмутского. Свистки советских электровозов пронизывают штреки. В шахтах стоят свои конвейеры - лебедки, подъемные машины, скрепера, взрыво - безопасные моторы Электрозавода.
Интереснейший опыт произвели в 1931 г. на шахте Горловского рудоуправления.
Бурильный аппарат с турбинным двигателем, изобретенным для нефти инженером Капелюшниковым, - это переворот в застаревшей технике бурения, это большое завоевание пятилетки.
Энтузиасты турбобура блестяще доказали, что там, где метан (вредный газ) настойчиво ползет в легкие человека, там, где человеческий труд почти невозможен, необходима проходка шахты турбобуром. Знаменитый газоносный пласт «Мазурка» не могли одолеть в течение 1,5 лет. Турбобур прошел здесь гезенок (слепая шахта, без непосредственного выхода на поверхность) всего за 51 час! Он безопасно вскрыл пласт, пробегая 35 м в сутки, а при ручной работе, затрачивая 79 человеко-дней, проходили лишь по 5 м.
Это открывает неизмеримые перспективы для освоения советского турбобура в очистных работах на пологих пластах, в темпах прохождения штреков и механизации забутовочных работ (закладка).
О станции Колпино или местечке Ижоры вам не расскажет ни энциклопедия, ни дорожный путеводитель.
Название это не вызывало почти никаких представлений, и разве какой - нибудь старательный ученик довоенной гимназии процитировал бы соответственный стих:
«Подъезжая под Ижоры
И взглянув на небеса,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть