Приветствуя XVI партийный съезд, тов. М. Н. Покровский от имени тех стариков, которым более 60 лет, делился с собравшимися чувством радости и счастья, что они дожили не только. до революции, но и до величайших событий в мире, до строительства социализма, и еще могут принимать участие в этом строительстве.
Не всем понятно это чувство. И не может быть понятно. Революционная жизнь нас - стариков - началась в то время, когда кошмарная тень крепостного права застилала миллионам трудящихся надежду на освобождение и когда, по выражению Некрасова, «на место цепей крепостных люди придумали много других», когда, как было указано в программе «Пролетариата», первой социалистической партии в Польше, «угнетенный слоем оподлившихся паразитов, лишенный права голоса отделах стран, угнетаемый правительством и эксплуататорами пролетариат погружен был в спячку». Кошмарное это было время... Рабочий класс, тогда еще чуть задетый лучом классового сознания, изнурялся в непосильней 15 - 16 - часовом ежедневном труде. Перенося голод, нужду, издевательства, он покорно нес цепи, повторяя за попами: «бог терпел и нам велел»...,
Но уже и тогда, время от времени, доведенные до крайности рабочие массы своими выступлениями вызывали тревогу в эксплуататорах. Это были стихийные, неорганизованные, взрывы недовольства, без представления о том, как и чем заменить строй гнета и эксплуатации... Только партия могла внести элемент сознательности и организованности в это движение. И партия рождалась... Когда в настоящее время вспоминаешь об этом далеком прошлом, когда вспоминаешь состав этих первых кружков, - «союзов освобождения рабочего класса», несмотря на свою малочисленность поднявших борьбу, то невольно повторяешь за польским поэтом Мицкевичем:
Кто ребенком в колыбели раздавил голову гидре,
Тот в юности удушит кентавров.
В этих первых организованных выступлениях рабочего класса принимала участие по преимуществу молодежь.
Озаренная классовым сознанием, эта молодежь годами несла светоч революционного марксизма и озаряла ими мрак фабрик и заводов, будила массы, отдавая себе ясный отчет в том, что только масса «своей собственной рукой», а не героизм отдельных личностей, может свергнуть гнусный строй эксплуатации. В этой борьбе гибли десятки, сотни, но своей деятельностью они привлекали тысячи, десятки тысяч.
Партия, выступавшая в первый период только как борец за интересы рабочего класса, обросла этими тысячами, превратилась в рабочую партию, в боевую армию, которая для того, чтобы быть боевой, должна быть соответственно организована.
Партия - не парламент мнений, а идейно единая действенная боевая организация. Такую партию создал Ленин, и только благодаря строгой дисциплине, благодаря отбору членов и чистке организации от чуждых элементов, колеблющихся, противопоставляющих свое мнение, мнению партии, созданная Лениным большевистская партия превратилась в боевой отряд, которого не смогли сбить с пути ни неудачи, ни поражения.
Такой была большевистская партия и в Те времена, когда основной ее задачей было разрушение существующего капиталистического строя. Но никогда она не рассматривала это разрушение как конечную 'цель. Капиталистический строй должен был быть разрушен для того, чтобы на его развалинах был построен социалистический строй. Годами проводилось это разрушение. Были времена подъема, достижений, побед. Были и годы неудач и поражений. В то время как другие партии сдавали позиции, разлагались, партия Ленина училась на поражениях, крепла, закалялась и готовилась к грядущим боям...
Партия - только авангард рабочего класса и дело освобождения его - дело рук самого рабочего класса. Таково было знамя партии, сделавшееся знаменем рабочего класса, приведшее рабочий класс к Октябрю.
Несчастьем иностранного рабочего класса было то, что у него не было подлинно революционной партии, счастьем пролетариата России было, что у него была ленинская партия - революционный авангард, ведший его за собой.
Октябрем закончилось подпольное существование партии. Формы борьбы изменились, но борьба пролетариата шестой части света с классовым врагом, сплотившимся в международном масштабе, продолжалась. В то время:
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами, -
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Французы, англичане, американцы, немцы, австрийцы, венгры, поляки, румыны, чехо - словаки, японцы, - все они хозяйничали в годы германской войны на территории СССР.
Усилиями рабочих и крестьян СССР враг был отражен.
Партия руководила и на фронтах, и в тылу, и органическая связь партии с массами стала еще теснее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из писем старого комсомольца к новичку