20 апреля «Товарищ» вышел из далекого Буэнос-Айреса домой - в родной Ленинград.
1 мая в газетах появилось поздравление экипажа «Товарища», посланное по радио из южного Атлантического океана...
25 мая новое радио известило о переходе «Товарищем» экватора в долготе 27°42' к западу от Гринвича.
С тех пор о «Товарище» долго не было ничего известно. Как оказалось потом, капитан Фрейман посылал 18 июня радио в Цумор и в северную контору Совторгфлота, когда проходил Азорские острова, но эта радиограмма не была опубликована в газетах.
Мой телефон все чаще и чаще начал позванивать. Ко мне, как к старому моряку и бывшему капитану «Товарища», обращались за справками родственники и друзья членов экипажа корабля. С конца мая в их вопросах начала чувствоваться нешуточная тревога.
- Где - же «Товарищ»? Ведь у него есть радио?
Отчего он не дает о себе знать? Что вы думаете об его положении? Вы читали в газетах, какой ураган пронесся над Нью Йорком? Над Гамбургом?
Над Крымом?..
Я успокаивал всех, как только мог. Но в конце - концов тревога начала зарождаться и у меня. Я послал телеграмму в Аркос в Лондон с просьбой уведомить о местонахождении «Товарища». Ответ получился в тот же день: «Позиция неизвестна радио ответа нет».
Я конечно знал, что это еще ничего не доказывает. Что такое радио - антенна на большом парусном корабле? - Паутина из тонких проволок, укрепленная на верхушках брамстенег на высоте 25 сажен над водой. В шторм корабль может легко потерять не только антенну, но и самые брам - стеньги со всеми верхними реями и такелажем, но от такой поломки до гибели корабля еще далеко. Однако на душе у меня было тяжело. Неужели «Товарищ» погиб в океане? А вместе с ним погибли и 83 товарища? Товарищи, лица которых до сих пор стоят у меня перед глазами, а голоса звенят в ушах?.. Неужели погибли молодые здоровые работники, полные сил, энергии, жажды жизни и жажды знаний - молодая красная гвардия нашего торгового флота?.. Неужели капитан Фрейман, мой бывший старший помощник, прекрасный моряк, спокойный, рассудительный человек, с здоровыми, крепкими нервами, сделал какую - нибудь грубую ошибку, погубившую корабль?.. Нет, это невозможно!...
Я гнал от себя эти мысли, объясняя молчание «Товарища» недоразумением или случайностью, и старался успокоить всех, кто обращался ко мне за справками о корабле.
Я послал в Аркос вторую телеграмму с просьбой уведомить меня, как только получатся какие - нибудь известия о «Товарище». В ответ я получил письмо, в котором Аркос уведомлял меня, что он имеет основания беспокоиться за судьбу «Товарища», так как на 4 радио, посланные из 4 различных пунктов берегов Атлантического океана, ответа не получено.
Весь июнь прошел в неизвестности о судьбе «Товарища».
Вдруг 4 июля я получил телеграмму из Аркоса: «Товарищ» прошел Плимут».
Я испытал то чувство, которое пережил когда - то, в дни моей молодости, на маленькой парусной шхуне, попавшей в ураган. Шесть дней нас заливало волнами. Шесть дней мы не могли нести ни одного паруса. Шесть дней мы готовились к смерти. Однако, мы спали, ели, разговаривали. Но что - то тяжелое, тоскливое, душное жило в нашем подсознании. И только на седьмую ночь, когда веселый голос вахтенного крикнул в двери кубрика: «Пошел все наверх паруса ставить!», - мы выскочили на палубу, увидели луну, проглянувшую между разорвавшимися тучами, услышали мягкий шелестящий шум ветра вместо того ужасного рева, который стоял день и ночь в наших ушах, и почувствовали, что это тяжелое, тоскливое, душное исчезло, рассеялось, улетучилось... Я не знал, в каком порту остановится «Товарищ». Очевидно, не знал этого и Аркос, не знал и сам капитан Фрейман. Не было сомнения, что «Товарищ» получил хороший попутный ветер и спешит им воспользоваться, чтобы проскочить трудный и опасный для парусных кораблей Английский канал. Несомненно было и то, что кораблю необходимо было зайти в один из иностранных попутных портов для пополнения запасов пресной воды, провизии и одежды. Но куда он зайдет? Докуда донесет его попутный западный ветер?
6 июля пришла телеграмма из Дувра, маленького английского порта при выходе из Падекалэ: «Надеемся скорое свидание все товарищи приветствуют. Фрейман».
Итак, «Товарищу» для того, чтобы закончить свое исключительное плавание, оставалось сделать всего 1350 миль... Я говорю «всего», потому что 1350 миль являются действительным пустяком после переходов Мурманск - Розарио, Розарио - Дувр.
Через - несколько дней я получил целую пачку писем от комсостава и учеников с «Товарища». По этим письмам и по запискам, которые я вел за первую половину плавания, можно было установить этапы плавания корабля.
«Товарищ» вышел из Мурманска 29 июня 1926 года. Пришел в Саутгамптон в Англии 1 августа. Произведя необходимый ремонт, вышел из Саутгемптона 18 сентября. Пришел в порт Фунчал на острове Мадера 5 октября. 8 октября снялся из Фунчала. 15 октября пересек тропик Рака. 16 ноября - экватор, 8 декабря - тропик Козерога. 25 декабря корабль прибыл в Монтевидео, столицу республики Уругвай. 30 декабря вышел из Монтевидео в порт Розарио в Аргентине и прибыл туда 5 января 1927 года.
После выгрузки в Розарио «Товарищ» перешел в столицу Аргентины Буэнос-Айрес для погрузки квебрахового дерева на Ленинград.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.