20 апреля снялся из Буэнос - Айреса. 16 мая пересек тропик Козерога и сразу получил свежий попутный ветер, не оставлявший его до самых берегов Европы. Через 9 дней после тропика Козерога, 25 мая, «Товарищ» уже перешел через экватор, совершенно не почувствовав на этот раз страшной для парусных кораблей штилевой полосы. 3 июня он перешел через тропик Рака и 4 июля влетел с крепким попутным ветром в Английский канал. На другой день ветер начал постепенно стихать. Утром 6 июля, едва двигаясь под обессиленными, повисшими складками парусами, «Товарищ» добрался до выхода из канала и отдал якорь на Дуврском рейде, сделав 24.000 морских миль без единой серьезной аварии.
«Товарищ» не только первый советский, но первый русский парусный торговый корабль, сделавший такое плавание.
Наши военные парусники старого времени хаживали из Кронштадта на Дальний Восток и делали даже кругосветные путешествия, но торговых парусных кораблей дальнего плавания у нас никогда не было.
«Товарищ» сделал большое, сложное и полезное дело. Он практически подготовил для возрождающегося торгового флота Республики пятьдесят испытанных, закаленных в борьбе с океаном, привыкших ко всяким опасностям и всяким климатам красных судоводителей. Он подготовил блестящий комсостав для наших будущих учебных судов, без которых невозможно подготовить необходимых нам красных морских командиров. Он установил тесную братскую связь между трудящимися Республики Советов и трудящимися далеких южно - американских стран. Не легко далось это четырнадцатимесячное плавание его экипажу. Условия жизни на парусном корабле без современного оборудования невыносимо тяжелы. Не надо забывать, что на «Товарище» нет ни парового отопления, для холодных погод, ни вентиляции для смягчения тропической духоты и жары. Нет рефрижератора (холодильника), электрического освещения. Нет не только бани, но даже ванн или душей для купанья команды. Нет опреснителя...
- Вы были в Аргентине? Расскажите, это должно быть страшно интересно! - говорят наши посетители.
- Да, мы были в Аргентине. Мы работали при 36° по Реомюру в тени. Мы пили теплую воду из корабельных цистерн. Мы спали на палубе, где нас буквально заедали москиты, так как в помещениях без вентиляции и с раскаленными керосиновыми лампами спать было невозможно. Иногда после работ мы съезжали на берег, мы ходили по великолепным улицам среди разряженной веселой толпы, мы смотрели в залитые электричеством стекла саженных витрин, за которыми были выставлены изящнейшие и драгоценнейшие вещи, мы проходили мимо ресторанов, в которых гремела музыка, мы глазели на мчащиеся мимо нас сотни автомобилей, мы любовались на красивых женщин и решали сложнейшие математические задачи на тему о том, как можно ухитриться купить в богатейшем южно - американском городе, где нет ни одного магазина, торгующего предметами скромного матросского обихода, пару рабочих штанов или башмаков на те несколько пезо (рублей), которые уныло звенели в карманах наших форменных полотняных брюк.
Но довольно об этом! Мы моряки, и выйдя из порта в море, мы скоро забываем и береговые удовольствия, и береговые огорчения.
А вот картины ярко - синего, залитого ласковым солнцем океана, черного бархатного, сверкающего чужими созвездиями неба, картины страшных ночных гроз, когда воздух до того насыщен электричеством, что проволочные снасти корабля начинают сыпать снопы искр, а озверевшие волны с ревом несутся на корабль, злобно сверкая зеленым фосфором пены - никогда не изглаживаются из нашей памяти. Они вечно тянут нас в безвестные дали, тянут до тех пор, пока нас не зашьют в старую парусину с тяжелой чугунной баллистикой на конце, не положат на доску и не спустят при хорошем размахе корабля под ветер из открытого полупортика в море, которому мы беззаветно отдали все, что имели, до жизни включительно...
Вернемся к «Товарищу». 14 июля он вышел из Дувра. Попутный ветер неизменно гнал его на восток.
26 июля он уже прошел все Немецкое море, Скагерак, Категат, Зунд и вошел в Балтику.
Ленинград зашевелился. Решено было устроить «Товарищу» торжественную встречу. Мне было поручено следить за его плаванием и вовремя предупредить желавшие его чествовать организации.
Начиная со 2 августа, я стал ежедневно получать радиограммы с «Товарища» с указанием его полуденной точки.
Все шло хорошо до входа в Финский залив.
5 августа под островом Нарген, против входа в Ревельскую бухту, западный ветер стих, и задул легкий противный норд-ост. «Товарищ» начал бесплодно лавировать между островами Нарген и Реншер. За 5, 6, 7 и 8 августа корабль не продвинулся вперед ни на одну милю. 9 - го прошел, наконец, Экгольм, 10 - го дополз до Соммерса.
В ночь с 11 на 12 августа его догнал шедший из Лондона в Ленинград пароход «Троцкий» и взял на буксир до Кронштадта.
Из Ленинграда были высланы в Кронштадт два буксирных парохода: один должен был тащить «Товарища» по узкому морскому каналу, другой помогать разворачиваться в тесных местах.
Прибытие «Товарища» в Ленинградский торговый порт ожидалось в 10 - 11 часов вечера, официальная встреча назначена на другой день в 11 ч. утра.
Часов в 6 вечера мне позвонил по телефону т. Б., капитан одного из портовых катеров:
- Хотите выйти со мной в море навстречу «Товарищу»?
- Конечно, хочу! Где ваш катер? Как на него попасть?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.