Да, много - много было пережито вместе. Полярные штормы, гнилые, рвущиеся при каждом серьезном налете ветра паруса и снасти. Борьба с начальством за ремонт в Англии. Тихий ласковый северо-восточный пассат. Ловля акул и дорад. Штилевая полоса с сумасшедшими грозами, ливнями и бешеными шквалами. Штормы южной Атлантики. Буксировка через мели в Лаплата. Теплая питьевая вода. Вечная солонина. Консервы, галеты. Нестерпимая жара. Москиты. Налетающие памперо... да разве все перечтешь!...
- Ну, смотрите, Дмитрий Афанасьевич, - сказал мне старпом К. Ф. Саенко, - как вы довольны кораблем? Как взошли посеянные вами семена?
Я оглянулся кругом: на белой краске бортов, рубок и шлюпок ни одного пятнышка. Старая палуба оттерла песком и камнем и по чистоте не уступит хорошо выскобленному кухонному столу домовитой хозяйки. Медь, даже в сумраке вечера, горит золотом. Снасти вытянуты. Реи безукоризненно выровнены. Паруса укатаны и закреплены, что называется, в ниточку...
Я прошел по палубам, заглянул в помещения, в лазарет, в красный уголок - все сияет щеголеватой, чисто морской чистотой.
В красном уголке целая коллекция подарков от рабочих и партийных организаций южно - американских республик: барельеф с аллегорической фигурой труда, бюст Ленина (сделан итальянскими рабочими в Розарио), металлические венки, вымпел от рабочих Дувра...
Скоро буксиры дотащили «Товарища» до так называемой «железной стенки» в порту, и он начал швартовиться к берегу.
Подали сходни...
Утром, при солнечном свете, «Товарищ» выглядел еще чище, еще щеголеватое.
Да, в таком виде не стыдно показать советский корабль в любом иностранном порту.
И все это достигнуто не побоями, не матерной руганью, не суровыми наказаниями, как это бывало в царском флоте, а товарищеской трудовой дисциплиной.
С 11 часов утра начали собираться представители организаций, пожелавших чествовать «Товарища».
Ровно в полдень корабельный колокол пробил «8 склянок» (условный звон), и с мостика - раздалась команда:
- Ученики и команда во фронт, на шканцы на правую!
Стройно вытянулись две шеренги чисто и красиво одетых по форме молодых моряков во главе со своими вахтенными начальниками. Остальная судовая администрация и депутация собрались на легком изящном мостике, перекинутом с борта на борт у второй грот-мачты. - Смирно!
После приветственной речи представитель Ленинградского Совета передает капитану корабля т. Фрейману громадный шелковый кормовой флаг. Капитан торжественно передает его старшему помощнику для поднятия. Через минуту новый флаг приготовлен к под ему.
- Кормовой флаг сменить!
Под могучие звуки «Интернационала» новый флаг, мягко шелестя складками, медленно идет кверху под высокий гафель крюйс - салинга корабля. А старый, заслуженный флаг «Товарища», видавший порты Англии, Мадеры, Уругвая и Аргентины, медленно скользит вниз, уступая ему свое почетное место.
Минута мощного и трогательного торжества.
После митинга показательное парусное учение.
- Команда и ученики, в рабочее платье переодеться! - гремит голос Саенко.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.