14/III 1883 - пятьдесят лет со дня смерти Карла Маркса - 14/III 1933

опубликовано в номере №241-242, март 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

На картине молодого художника Ржезникова запечатлен один из моментов исторических заседаний Гаагского конгресса, происходившего с 2 по 7 сентября 1872 года.

В своем письме к Кугельману 29 июля того же года Маркс так определил роль, предстоящего события: «На интернациональном конгрессе речь будет идти о жизни и смерти Интернационала». Работы конгресса полностью подтвердили мысль Маркса. Вопрос об участие пролетариата в политической борьбе расколол Интернационал. Образовались два крыла: марксистское и анархистское. Маркс, располагавший на конгрессе надежным большинством, со всей резкостью обрушился на анархистскую клику, выступавшую под эгидой Бакунина и Гильома. Марксистские принципы одержали на конгрессе решительную победу - Бакунин и Гильом были исключены из Интернационала. Принятие конгрессом резолюции о политической борьбе рабочего класса было направлено не только против сектантских установок прудонистов в бакунистов, но и в значительной степени против голого «экономизма», против аполитичного тредюнионистского английского течения; в резолюции указывалось на необходимость для пролетариата организоваться в собственную политическую партию для завоевания политической власти и для обеспечения таким образом социальной революции.

Гаагский конгресс, закончившийся полным поражением бакунистов, повел к расколу дотоле единого Международного товарищества рабочих и был в сущности последним международным конгрессом I интернационала.

Впоследствии Маркс четко выразил сущность того, что происходило на Гаагском конгрессе. «Интернационал не умер, а только после первого периода, перешел в другой, более высокий. Ему предстоит в течение дальнейшего развития испытать еще много изменений до тех пор, пока будет написана последняя глава его истории».

Так с истинно пророческим прозрением писал Маркс.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены