На картине молодого художника Ржезникова запечатлен один из моментов исторических заседаний Гаагского конгресса, происходившего с 2 по 7 сентября 1872 года.
В своем письме к Кугельману 29 июля того же года Маркс так определил роль, предстоящего события: «На интернациональном конгрессе речь будет идти о жизни и смерти Интернационала». Работы конгресса полностью подтвердили мысль Маркса. Вопрос об участие пролетариата в политической борьбе расколол Интернационал. Образовались два крыла: марксистское и анархистское. Маркс, располагавший на конгрессе надежным большинством, со всей резкостью обрушился на анархистскую клику, выступавшую под эгидой Бакунина и Гильома. Марксистские принципы одержали на конгрессе решительную победу - Бакунин и Гильом были исключены из Интернационала. Принятие конгрессом резолюции о политической борьбе рабочего класса было направлено не только против сектантских установок прудонистов в бакунистов, но и в значительной степени против голого «экономизма», против аполитичного тредюнионистского английского течения; в резолюции указывалось на необходимость для пролетариата организоваться в собственную политическую партию для завоевания политической власти и для обеспечения таким образом социальной революции.
Гаагский конгресс, закончившийся полным поражением бакунистов, повел к расколу дотоле единого Международного товарищества рабочих и был в сущности последним международным конгрессом I интернационала.
Впоследствии Маркс четко выразил сущность того, что происходило на Гаагском конгрессе. «Интернационал не умер, а только после первого периода, перешел в другой, более высокий. Ему предстоит в течение дальнейшего развития испытать еще много изменений до тех пор, пока будет написана последняя глава его истории».
Так с истинно пророческим прозрением писал Маркс.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Очерк третий и последний