- Слышь - ка... Зыкова... сказать кой - чего надо...
Зыкова подозрительно глянула на Пашку; к жизни она относилась крайне серьезно, от Пашки же ничего дельного не ждала: по ее мнению. Пашка был человек пустяшный, комсомолец - никудышный, значит, все равно, что не свой.
- Вот.. вишь, какая вещь, - мял Пашка. - Секрет у меня есть один. Только ты... этого... не сердись. Я. слушь - ка, Маруське Голубиной раньше хотел... а она не этого.
- Этого - не этого. Того - не того. Что тебе надо, шут ты нескладный? - строго спросила Зыкова, остановившись. Упоминание о Маруське Голубиной заставило ее насторожиться.
- Я, конечно, слушь - ка... не могу так, прямо: удлетвори мою... физитьскую потребность... это не такие слова нужно...
- Ах ты, шутище ты стоеросовый! - перебила Зыкова, поняв его по-своему. Ах ты, верзила ты окаянный! И это ты мне - такие слова? Да ты знаешь, что говоришь - то? Вырос до неба, так и думашь? Шут! - с негодованием воскликнула Зыкова и быстро пошла прочь. Пашка недоуменно посмотрел ей вслед, махнул рукой и побрел в другую сторону: он и не думал ничего предлагать Зыковой, он хотел только поделиться с ней, как с надежной дивчиной всем, что накипело на сердце. Никто, решительно никто не хотел понять и поддержать Пашку...
В фабричном саду, разведенном Пашкой, было по осеннему пусто и неуютно. Цветы были давным-давно обломаны, дорожки запакощены мусором, мертвые листья шуршали под ногами, и от этого тоскливо и неуютно становилось на сердце.
Все же Пашка хозяйски прошел весь сад из конца в конец, заглянул во все уголки; потом взял лопату, зачем - то подровнял клумбы и веником разбросал листья и мусор с дорожек. Стало чище. Но в сад никто не приходил, поэтому вся проделанная работа показалась ненужной. Странное дело. В будни, на фабрике, за станком, на собраниях Пашка - не ощущал этого бурления, беспокоя, тоски. Там - все было общее и дружное, веселое, молодое. А по праздникам, когда Пашка оставался один, тоска приходила, и он не мог даже понять, о чем эта тоска: то ли о земле, то ли о Маруське Голубиной. После того, как Маруська разошлась с Серегой, Пашка как - то хотел с нею заговорить, но она только фыркнула в ответ.
Зашел в клуб. Попытался - было поупражняться на брусьях но в одиночку скоро надоело. Прошел в местком, там в одиночестве сидела Ганька Чиж и - плакала. Пашка не мог видеть женских слез, - он с силой захлопнул дверь. Потом ему стало жалко Ганьку, он вернулся в местком, но ее там уже не застал.
Снизу, из столовой, по лестнице, поднималась Капитоновна с разбитой тарелкой в руках.
- С утра никуда не приткнесьси? - спросила Капитоновна. - Вот щели иди замазывать тараканье проклятое задушило.
Пашка рьяно принялся за дело, помог Капитоновне замазать щели и по дороге безжалостно офсайтил попадавшихся тараканов.
- Чайку с пирогом, не хошь ли стаканчик? - спросила Капитоновна.
- Мне, слушь - ка, и за работу следовает! - проорал в ответ Пашка на ухо Капитоновне, и ему стало весело и тепло на сердце.
Потом - сидели в каморке Капитоновны, пили горячий жиденький чай, закусывали пирогами.
- Чтой - то Ганька плачет? - спросил Пашка - прихожу сегодня в местком, а она плачет...
- Незадачливая она, - вздохнула Капитоновна. Ох, незадачливая...
- Да что с ней такое, Капитонна?
- Уж что не знаю - то не знаю, и сказать не берусь. Пей еще, с пирогом - то в охотку.
А когда Пашка уходил, сказала неожиданно:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
В изображении художественной литературы
Из книги «Чапаев»