Город-призрак

Н Москвин| опубликовано в номере №377, февраль 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Грандиозным маскировочным мероприятием было одно ложное сооружение, устроенное немцами в прошлую мировую войну во Фландрии, где они тогда держали фронт против англо - французских войск.

Долгое время на этом участке фронта не было никаких боевых действий. Участок, как говорили французы, «зарастал травой».

Но всё же ежедневно поднимались в небо воздушные разведчики союзников, осматривали участок дороги к нему - всё было, как вчера, как позавчера: тихо, пустынно, не заметно нигде никакого движения. Лётчики фотографировали, снимки разглядывали в штабе - действительно: травой зарастает.

Снимки нумеровали, датировали и прятали в папки.

На следующий день опять поднимались воздушные разведчики и в папках появлялись новые снимки, но такие же спокойные, безмятежные, как и прошлые.

И вдруг...

И вдруг в англо - французском штабе было получено донесение: на этом забытом, глухом участке фронта находится несколько германских дивизий!...

Донесение это было принято как бред. В самом деле! Для того чтобы подвезти и сосредоточить в одном месте даже одну дивизию, надо много дней, а тут - несколько!...

Открыли газики со снимками. Ну где эти дивизии? Где движение человеческих масс, машин? Конечно, бред, путаница, ошибка! Ну самое большое - немцы могли ночью подбросить сюда батальон, ну пусть даже полк!... Да нет, и полк не успели бы! Мы бы знали... А то - несколько дивизий! Чистый бред!...

Но это не был бред. Внезапный немецкий прорыв на этом, когда - то глухом участке фронта показал наличие тут многих германских дивизий.

Откуда же они взялись?

Оказалось, что до прорыва солдаты были спрятаны в своеобразных «ангарах», расположенных близ этого участка.

Что это были за «ангары»? Снимки и материалы, которые были опубликованы после войны, показали, что «ангары» - это низкие, плоские постройки из фибры или из фанеры, держащиеся на лёгких стойках. «Ангары» занимали обширное пространство, на котором могло разместиться много живой силы и техники.

Но как же не заметили эти постройки английские и французские лётчики?

Сверху «ангары» имитировали ту местность, на которой они стояли. Если тут, например, был бугор, то сверху, на крыше «ангара», изображался бугор; если отдельное дерево, то на «ангар» ставили и укрепляли такой же величины искусственное дерево; если тут была пашня, то крышу «ангара» делали «под пашню», и т. д.

Работа производилась ночью, когда в воздух не подымались воздушные разведчики противника. И производилась постепенно. В тылу заготовлялась крыша «ангара», которую сегодня ночью надлежало поставить. На крыше было с большой точностью нанесено всё то, что эта крыша должна была собою закрыть. Местность близ этого участка фландрийского фронта была под пашней, поэтому большинство «ангарных» крыш имитировало кусок пашни. Готовая крыша ночью подвозилась к фронту и на стойках поднималась над тем участком земли, копией которого она являлась. Поэтому наутро лётчики союзников ничего не могли обнаружить нового.

Так возникал «ангар» за «ангаром» - копия за копией... Образовалась громадная скрытая территория, которую тайно и заняли немецкие дивизии.

Более грандиозное и более смелое по замыслу ложное сооружение было построено французами в ту же, прошлую мировую войну.

Чтобы спасти столицу Франции от налётов немецких бомбовозов, французы решили немецким лётчикам... «показывать» не настоящий Париж, а другой - ложный. И они сделали этот новый Париж. В самую тёмную, безлунную ночь любую водную поверхность можно различить с самолёта, потому что от её гладкой поверхности отражается звёздный свет. В лунную же ночь воду видно ещё отчётливее.

Это и учли французы. Париж стоит на реке Сене, которая, протекая через город, делает характерный - очень уже известный тогда немецким лётчикам - изгиб русла. Этот изгиб и помогал немцам находить потушенный, затемнённый, ночной Париж. Французы нашли на течении Сены другой изгиб реки, похожий на парижский. И здесь принялись строить новую столицу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены