Вообще баптисты - едва ли не самая гибкая и активная из религиозных сект. Энергично действуют они и на тракторном заводе и на «Красном Октябре». На тракторном, в частности, они ведут агитацию в заводской столовой.
Методы их «показательны» для религиозников, и сама тяжеловесная православная церковь поспешно усваивает их.
В поселке завода «Баррикады» жила девушка. Девушка была красива, парни ухаживали за ней, и некоторые предлагали ей пожениться. Девушка отвечала каждому, что чувства ее делают возможным союз на всю жизнь, но при обязательном выполнении одного условия - венчаться в церкви. А так как это есть великое таинство, к которому следует тщательно подготовиться, то... пусть ее любимый жених начнет ходить в церковь немедленно...
Религиозники, как мы видим, проявляют необыкновенную гибкость и «изобретательность». Но иногда они выступают и с откровенно контрреволюционными провокациями.
В большом промышленном городе враг, естественно, хочет раньше всего дискредитировать стахановское движение, вынудить стахановцев прекратить их героическую работу. И вот молодые работницы промартели «За культурный быт» Шестакова и Дроздова получают от неизвестного отправителя «небесные письма». Содержание их весьма недвусмысленно: обратитесь к богу и прекратите ударную работу. Дальше идет требование - размножить письмо и разослать его по новым адресам, причем это подкрепляется угрозой: невыполнение навлечет на ослушника тяжелую кару.
А вот какой случай произошел на кирпичном заводе № 1. У лучшего стахановца завода, казаха по национальности, Кобды Ергалиева родился сын. У казахов существовал обычай, что при рождении первенца не поздравители приносят подарки, а отец одаривает поздравителей. И они имеют право требовать у отца любую вещь.
В Сталинграде казахов немало, но они разбросаны по заводам, и на каждом их всего 15 - 20 человек. Местные организации совершенно забыли о них. Нет агитаторов, знающих казахский язык, а многие казахи не знают русского. Встречаются среди казахов наряду с честными рабочими раскулаченные, бежавшие от коллективизации.
И вот вдалеке от Казахстана возродился дикий обычай.
Старики долго уговаривали Кобду последовать ему, доказывая, что иначе не будет рожденному счастья.
За Кобдой была устроена форменная слежка: что купил жене, зачем заходил в комиссионный магазин, куда спрятал новое одеяло? Так что поздравители хорошо знали, что есть у Кобды. А у него было много дорогих вещей, потому что он хорошо зарабатывал. И вот поздравители потребовали от хозяина одну вещь за другой и вынесли из квартиры Кобды все имущество.
Тут обращает внимание, что в обоих случаях враг выбрал мелкие предприятия - промартель и кирпичный завод. Работники комсомольского райкома вспоминают раньше всего об индустриальных гигантах, туда посылают лучших агитаторов, инструкторов, а мелкие предприятия забыты. Враг учитывает это. Он понимает, что только там, где отсутствует бдительность и слаба воспитательная работа, есть у него надежда на успех.
Там же, где не страдают идиотской болезнью - беспечностью, где умно и систематически воспитывают молодежь, - там нет почвы для вражеских влияний.
Наш долг - добиться, чтобы так было всюду и ни одна лазейка не оставалась открытой для врага.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.