Во время испытаний директор и классный руководитель обходили семьи учеников. Пришли и к родителям нашего мальчика. Его мать явно нервничала, но сдерживала себя. Сын сказал ей, что, очевидно, разговор будет о религии.
- Чем обязана?
Ей сказали, что школа интересуется будущим своих воспитанников, что у ее сына неблагополучно по химии, что роль семьи велика...
- Я говорила ему, - сказала она металлическим голосом и указала пальцем на мальчика. - Но нет, он не хочет трудиться. Я говорила ему, что Христос, и тот трудиться велел. Потому что он у меня, изволите ли видеть, верующий (она издевательски протянула это слово «ве - е - рующий»...). Может быть, вы об этом желаете говорить?
- Да нет же, - сказал директор.
- Нет? Ну, тем лучше...
И она продолжала: она не одобряла досуги сына, его товарищей, его выбор будущей профессии. Потом она заговорила (при сыне) о болезненности мальчика (хотя он был вполне нормального здоровья), о дурной наследственности его, о том, как трудно он рос...
- Четырех лет умирал от малярии, - рассказывала она. - Мы жили не здесь, в глуши, хинина не было. Я думала, уже умер: такой он лежал бледный. И на что надеяться? Только на молитву...
Она явно забыла, что говорила вначале, голос ее сделался хриплым, глаза горели:
- Только на молитву, только на Христа, - говорю я ему. - И он отвечает, что пойдет в церковь и помолится. Боже мой, четырех лет, без кровинки в лице, не в силах встать! Но он встает, и я не мешаю ему. Он идет - сам! - в церковь... молиться. Он приходит домой, у него свет на лице. Он засыпает, и - я вижу, чувствую! - ему лучше: он не горит, он здоров!...
Так рос мальчик, и школа избегала разговаривать с ним о боге, «безрелигиозно» воспитывала его.
Но, может быть, он один такой, а остальным ребятам все ясно, и мысль о боге никогда не приходит в голову им? Приводим некоторые вопросы, заданные на состоявшемся вскоре в школе вечере вопросов и ответов:
Как доказать научно, что бога нет? Доказано ли историей несуществование Христа? Правда ли, что спириты вызывают духов? Что было до туманностей? И даже - как понять происхождение вселенной, если отрицать идеалистическое учение?
Вечер прошел удачно: учителя дали ребятам исчерпывающие, ясные научные ответы.
Ну хорошо, одна школа взялась за антирелигиозное воспитание ребят. А остальные?
Стоит только заговорить о слабости антирелигиозной работы, как работники райкомов комсомола кивают на Союз безбожников. Нет спора, Союз безбожников работает плохо. Но разве в нем только дело? Разве воспитательная работа не является обязанностью всех массовых организаций, а если речь идет о молодежи, то комсомола в первую очередь? Вот о чем забывают товарищи. Между тем там, где наша воспитательная работа слаба, - там, как правило, появляется возможность религиозных влияний.
Иногда кажется, что религиозные настроения возникают в таких условиях «сами по себе». Это неверно. Не надо думать, что церковники, ведя свою агитацию, будут обязательно произносить многочасовые речи, да еще с трибуны. Они действуют тоньше: как бы мимоходом оброненный совет, иногда сочувственная фраза, иногда короткий разговор с глазу на глаз.
Но они действуют и подчиняют молодежь своему влиянию там, где мы забываем о ней.
Как известно, пасха в этом году совпала с майским праздником. Святили куличи 1 Мая. С трех часов дня стали попадаться в трамвае люди с узелками. К вечеру церковь за рекой Царицей была полна. В толпе виднелось немало молодых лиц. Тут и заметили мы группу девушек, куличи которых были несколько странной, необычной формы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из книги "Павлов"