«50 лет тому вперед»

Лев Кассиль| опубликовано в номере №292, апрель 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

и осело бытом даже в нашем

краснофлагом строе».

Кажется, не было ни одного темного уголка в нашем быту, куда бы не ударил ослепительный колючий луч «Маяка», как дружески и восторженно, сокращенно и гиперболически звали многие Маяковского.

С безжалостной зоркостью умел рассматривать он пошляков, самодуров, гнусных мещан, какие бы маски они на себя ни надевали.

Перечитайте замечательное сатирическое стихотворение «Общее и мое», где изображен такой Иван Иванович, который, разъярясь, орет кухарке: «Не суп, а квас, который раз, пермячка сиволапая!...» - и давно сократил по штату «за древностью первую жену и вымучивает вторую ревностью...»

Как хлестко высек он молодых людей, пытавшихся прикрыть свою внутреннюю неприглядность поверхностным блеском «изячной жизни». «Даже мерин сивый желает жизни изящной и красивой», - издевался Маяковский над дешевыми франтами, которые считают, «что нельзя без пуговицы, а без головы можно», у которых «для сморкания - пальчики, для виду - платочек».

Бюрократы, подхалимы, хулиганы, антисемиты, разгильдяи, пошляки, приспособленцы, маловеры, политические недоросли, себялюбцы - все эти тормозящие наш бег людишки десятки раз испытали на своих боках тяжелые удары негодующих строк Маяковского. Разве сегодня, когда на основе Сталинской Конституции так широко развертывается демократия в нашей стране, не звучат злободневно сатирические строки Маяковского, посвященные хотя бы бюрократам?

Маяковский любил в своих сатирических вещах сталкивать людей будущего с современными ему обывателями. На фоне будущего, очищенного от всей скверны, с особой неприглядностью раскрывалось обличив некоторых наших современников. «Их двое - разных размеров, но одинаковых по существу», - говорит директор зоопарка будущего в пьесе Маяковского «Клоп», представляя публике воскрешенного в 1979 году гражданина Присыпкина, скончавшегося в наши дни: «Это знаменитый «клопус-нормалис» и... и «Обывателиус-вульгарис». Оба водятся в затхлых матрацах времени... Но «Обывателиус-вульгарис» страшнее. С его чудовищной мимикрией он завлекает обкусываемых, прикидываясь то сверчком-стихоплетом, то романсоголосой птицей... такие птицы свивали гнезда в ложах театров, громоздились на дубах опер, под «Интернационал», в балетах, чесали нога об ногу, свисали с веточек строк, стригли Толстого под Маркса, голосили и завывали в возмутительных количествах и... простите за выражение, но мы на научном докладе... гадили в количествах, не могущих быть рассматриваемыми как мелкая птичья неприятность...»

В пьесе «Клоп» Маяковский использует прием перенесения в будущее отживающего свой век обывателя. В последней своей пьесе «Баня» он сталкивает наших современников с «фосфорической женщиной», явившейся к нам из будущего на машине времени. И здесь это сопоставление, раскрытое в блестящих по остроумию и классической ясности диалогах, убедительно доказывает читателю и зрителю, как много еще нам нужно сделать, чтобы приблизить нашу жизнь к тем идеалам, которые написаны на знаменах нашей борьбы.

Но, восторженно мечтая о будущем, именем его громя наши сегодняшние недостатки, Маяковский с огромной любовью и вниманием отыскивал черты этого будущего в настоящем. Он воспел счастливую жизнь нашей страны в поэме «Хорошо».

«Женщина будущего» взволнованно обращается к нашим современникам, людям нашей страны:

«... Мы шли друг к другу как две бригады, прорывающие тоннель, пока не встретились сегодня. Вы сами не видите всей грандиозности ваших дел... Я с удивлением оглядывала квартирки, исчезнувшие у нас и тщательно реставрируемые музеями, и я смотрела гиганты стали и земли, благодарная память о которых, опыт которых и сейчас высятся у нас образцом коммунистической стройки и жизни. Я разглядывала незаметных вам засаленных юношей, имена которых горят на плитах аннулированного золота. Только сегодня, из своего краткого облета, я оглядела и поняла мощь вашей воли и грохот вашей бури, выросшей так быстро в счастье наше и в радость всей планеты. С каким восторгом смотрела я сегодня ожившие буквы легенд о вашей борьбе - борьбе против всего вооруженного мира паразитов и поработителей! За вашей работой вам некогда отойти и полюбоваться собой, но я рада сказать вам о вашем величии».

И, отбирая людей, которых уже сейчас можно перенести в будущее, «фосфорическая женщина» говорит:

«... Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, - радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью. Удесятерим и продолжим пятилетние шаги. Держитесь массой крепче, ближе друг к другу. Летящее время сметет и срежет балласт, отягченный хламом, балласт опустошенных неверием...»

Гордясь своим временем и угадывая будущее, проверяя современников требованиями грядущего, горя огромной и нежнейшей любовью к своей стране, Маяковский своей работой стремился «вырвать радость у грядущих дней».

Мы, современники Владимира Маяковского, с трепетом и волнением перечитываем стихи поэта, который всем сердцем был с сегодняшним днем революции и от него обращал свой взгляд в будущее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены