Рукопись правил Горький

К Алтайский| опубликовано в номере №268, апрель 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ молодого писателя Тищенко «Тезка», который читал А. М. Горький, вкратце сводится к следующему.

В типографии в точную смену разговаривают по душам два печатника: старый кадровик Кузьма Петрович и молодой смазчик Митька.

Разговор идет о тезке старика, о Кузьме Фомиче, который, по-видимому, опаздывает на работу.

Митька склоняется к тому, чтобы заявить об этом администрации, но Кузьма Петрович по-стариковски упрямствует:

- Ша! Тезку мово Не тронь!... Тезка не прогуляет, голову кладу в цилиндры - придет.

Спор принимает принципиальный характер.

Кузьма Петрович, зная, что его тезка, напившись, высылается на бумажном срыве, в нижнем этаже, особенно не волнуется. Кузьма Петрович стоит за то, чтобы «лаской да уговором привычку дурную из человека вытравить». Когда приблизился ответственный момент пуска машины, Петрович с Митькой спустились вниз за Кузьмой Фомичом.

Но Кузьма Фомич совершенно опьянел - он не может тронуться с места. Старик Петрович, для которого производство выше всего, не может простить и оправдать тезку.

В старике происходят сдвиги: он становится на митькину точку зрения и крутым, жестким голосом говорит тезке:

- Вставай, друг любезный, помаршируем до коменданта... Он, маленько, спрячет под замок.

Таков вкратце рассказ Тищенко «Тезка», о котором Горький высказывался дважды.

«Говорят: «Кто ясно мыслит, - ясно излагает», но ведь одно дело излагать, другое - изображать. И вот, например, Тищенко мыслит ясно, а изложить не сумел».

Сделав несколько пометок на рукописи Тищенко, Горький особое внимание обратил на то, что у Тищенко герои названы, но, как следует, не показаны.

«Следовало бы изобразить фигуры, - дает заключение Горький, - а то разговаривает «дремучая борода», а «к чему она приросла - не видно. И того, с кем разговаривает, тоже не видно. «Рассказ неплох, но он был бы лучше при большей изобразительности. Преобладание диалога не украшает его».

Но Горький не ограничивается одним этим общим замечанием. Он вносит в рукопись молодого писателя ряд конкретных поправок.

Тищенко пишет:

1. «В мутном кипятке водил щепкой, вылавливая чашку. Всякий раз, прежде чем погрузить щепку в стакан, он долго прицеливался, осторожно подводил щепку к чашке и, улучив удобный момент, тыкал в нее стремительно».

Горький поправляет:

1. «Он долго нацеливался, осторожно подводил щепку к чашке и, улучив удобный момент, старался стремительно поддеть ее».

Здесь как везде и всегда Горький борется за точность, доказательность, простоту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены