В мозгу новорожденного есть скрытые наследственные предрасположения и рефлексы, которые возникли во время его лонной жизни. В остальном он чист, свеж – готов к жадному впитыванию впечатлений. Эти впечатления и создают психику ребенка, которая до них не существует.
Первые впечатления – самые, наверно, фундаментальные, самые стержневые для всей жизни человека. Они внедряются в изначальные пласты психики, создают ее первичные основы и поэтому сильнее всего формируют ее.
Все впечатления, которые получает младенец, идут на построение его «души», ни одно, видимо, не пропадает впустую. Чем больше приток хороших впечатлений», положительных эмоций – конечно, в границах меры. – тем здоровее, раскованнее, нормальнее тонкое строение детской психики. Чем больше – сверх неизбежной меры – < плохих впечатлений». отрицательных эмоций, тем больше строится больных ячеек в душе младенца.
Самые ранние впечатления как бы переплавляются в краеугольные фундаменты детской личности. Именно из этих ранних детских впечатлений (вернее, из их слияния с врожденными нервными свойствами) складывается первичная сердцевина характера, первичное ядро личности младенца. стартовый костяк его эмоционального и нравственного отношения к жизни.
Именно поэтому первые месяцы и годы детства – возраст, когда создаются самые долгодействующие, самые «дальнобойные» свойства психики. Они будут пронизывать эту психику всю ее жизнь, на них будут наслаиваться все остальные психологические напластования, и судьба всех этих более поздних напластований будет во многом зависеть от первых, донных пластов психики.
У воспитывающих воздействий жизни есть как бы два русла: сознательное воспитание и воспитание неосознанное, безотчетное – самим повседневным укладом жизни, поведением родителей. Наш личный пример, личный образ жизни – один из главнейших строительных материалов, из которого дети лепят свой характер. Именно через инстинктивное подражание частицы наших личностей вселяются в них. – причем всякие – и хорошие и плохие. Поэтому, чтобы растить в человечке человека, надо растить человека в себе.
Воспитание малыша – это вкладывание в него пусковых механизмов чувствования и поведения. вживление эмоциональных моторчиков, которые будут двигать психикой. Душа младенца невероятно восприимчива, и от нас требуется только терпеливо и настойчиво подправлять действие этих моторчиков». учить младенца соразмерять их с работой других двигателей.
Мы вкладываем в младенца тягу к игре, движению, веселой суете, внедряем в него умение сдерживать себя, терпеть и ждать, сложнейшую систему «нельзя» и «можно». В малыша входят душевные двигатели, которые управляют его добрым (или _ недобрым) отношением к другим людям, его неэгоизмом (или эгоизмом), его готовностью делиться с другими (или жаждать чужого и не давать свое). Мы внедряем – или не внедряем – в него тягу к самостоятельности. радость делать все самому и многое-многое другое.
Главное, самое действенное и много дающее, в воспитании младенца – ласка и поощрение, пример и показ. Все это создает русло, по которому развивается характер. Порицание, неодобрение подправляют отклонения от этого русла, от правильного пути.
Спокойное научение, мягкое или жесткое порицание. радостное поощрение, твердое нельзя», за которым сразу нее идет «а вот это можно» – основная тактика воспитания. Пользуясь ею. можно растить малыша без всяких наказаний. Уравновешивание каждого «нельзя» каким-нибудь «можно» – педагогический прием Никитиных. У него двойная сила: он создает систему запретов, но при этом не оставляет обиды в малыше, переключает его энергию в русло радостных занятий. Многие. пожалуй, не поверят этому: как это так. без наказаний – нужен ли такой переворот в педагогике. такой замах на один из вековых устоев всего воспитания?.. Но я знаю несколько семей, в которых детей не шлепают, не рассовывают по углам, не лишают сладкого. Так же – прошу прошения за личный пример – выросла моя старшая дочь и растет младшая. Воспитывать малышей – и мальчиков тоже – без наказаний гораздо легче, чем с наказаниями, а кпд такого воспитания куда больше.
Дети лучше слушаются, больше верят родителям. глубже любят их. а от всего этого в домашней атмосфере куда больше тепла, радостей, куда меньше горестей – и для детей и для родителей. Такое душевное тепло – простейшая основа, без которой нет воспитательного климата, и оно так же нужно для нормального роста детей, как теплый воздух для нормального развития растений.
В атмосфере терпеливого внимания малыши растут без комплексов, без духа противоречия, без взрывов негативизма, тупого непослушания – именно поэтому с ними проще и легче. Любое естественное взбрыкивание – а они будут всегда – нетрудно унять сочетанием недовольства. строгого тона и – тут же – спокойного уговора, ласкового внушения: Ты хороший, это у тебя нечаянно, ты и делай хорошо, а так не надо...»
Почти всегда конфликт рассасывается, не оставляя больного осадка ни в малыше, ни в родителях.
Невероятно вредно решать конфликт криком. Крик убивает все лучшее в ребенке, рождает тяжелые вывихи в его душе. «От крика, кроме беды. ничего не получается, – пишет известный педагог Ю.П.Азаров в книге «Педагогика семейных отношений;. – Расстраивается и мать и ребенок. Рождается основание для вражды... Если вы хотите потерять ребенка, вы можете на него систематически кричать». И он продолжает: «Крик как наркотик. Он создает видимость облегчения. Иллюзорность решения проблемы... Крик рождается безумной злостью, а не праведным гневом. А злость должна быть исключена из воспитания».
Крик – это отравление души ребенка, расшатывание его нервной системы. Он вселяет в детей страх и недоверие к родителям, боязливую подозрительность. замкнутость, рождает в них ответное зло и незаметно выращивает злобность, агрессивность или забитость, безволие.
Есть старая русская пословица: конь везет не кнутом, а овсом. Ее стоило бы сделать эпиграфом ко всему воспитанию, камертоном, по которому мы настраиваем все наше отношение к малышу. Овес, а не кнут, ласка, а не крик: если при этом существует твердая система запретов, которая обязательно уравновешивается разрешениями (это нельзя, зато это можно«). то не будет никакой избалованности. никакой капризности.
В ребенке бурно развивается самостоятельность. тяга к достижениям, успехам, если мы поддерживаем эту естественную тягу его психики. Он растет смелым, потому что мы не запугиваем его. не дергаем – -нельзя, упадешь», слезь, ушибешься»...
Не таской, а лаской можно добиться от ребенка больше всего. Дерганье и заругивание – главные методы антивоспитания, они уродуют детей, и они. к сожалению, в большом ходу у молодых родителей. особенно не очень образованных.
«Неслух», «трусиха», «врун» – мы забрасываем малышей горстями таких поношений. Они вселяют в них больное чувство неполноценности, заставляют их верить, что они трусы и неслухи, и они становятся ими. ведут себя как вруны и трусихи.
Малыши невероятно внушаемы, они верят всему. что мы им говорим, и поэтому растут такими. какими видят себя в зеркале наших слов. Коли свиньей зовут, поневоле захрюкаешь» – эта старая крестьянская пословица очень подходит к доверчивой душе младенца. Когда он трусит, ему лучше говорить: «Ничего, ты смелый», – и он завтра сделает то, что испугался сделать сегодня. Ему надо внушать, что он смелый, и он будет смелый, и вместо горького сознания, что он трус, в нем будет расти вздымающее чувство своей силы, смелости. достоинства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.