Остро и веско написано это письмо, но в нем сплетены, по-моему, и верные и неверные вещи. Верно, что детей стало меньше, а растить их труднее, и сорняков вырастает больше; верно, что мы изнеживаем ребятишек с пеленок, часто растим их – в городах – белоручками, которые чураются работы, а родительская суета вокруг них куда сильнее вредит, чем помогает. Но в том ли дело, что раньше секли и заставляли, а сейчас покупают магнитофоны? Нет ли тут распрямления сложностей?
В последние десятилетия в корне изменилась почва, на которой растут дети. А воспитание их осталось в общем-то старым, каким оно было до НТР и взлета урбанизации. С каждым годом ножницы между укладом жизни и воспитанием расходятся все дальше и от этого режут все больнее.
«Сидячая цивилизация», на сваях которой все прочнее укореняется наша жизнь, замыкает эту жизнь между двумя новыми полюсами – нехваткой физических нагрузок и избытком нагрузок нервных, умственных. Резкие физические недогрузки и резкие нервные перегрузки – новые фундаменты всей нашей повседневности, они все больше грозят нервному и физическому здоровью людей, подспудно, через подсознание, действуют на их нравственность, на все их отношение к жизни.
Хрупкий детский организм, слабую детскую психику это новое неравновесие может подтачивать сильнее, чем взрослых. Поэтому-то и вопиют сейчас во весь голос коренные, кардинальные вопросы семейного воспитания. Каким оно должно быть в новых условиях, в эпоху НТР и урбанизации? Как именно опираться в воспитании на новые плюсы жизни и умерять влияние ее новых минусов? Что надо пересматривать в самих основах воспитания? Какие новые воспитательные идеи появились в последнее время в самой жизни?
Вордсворт, английский поэт XIX века, сказал неожиданные слова: «Ребенок – Отец Мужчины». Именно дети делают мужчину мужчиной – смысл этого блестящего парадокса; и то же, наверно, можно сказать о женщине: только ребенок делает ее полностью женщиной.
Мы рожаем ребенка, а он рождает в нас те человеческие свойства, которые только он и может пробудить и без которых мы не полностью люди. В нас делается стержнем, врастает в самую сердцевину души забота о другом человеке. С виду это затертая, всем известная истина, но она – как стебель женьшеня для тех, кто знает женьшень и умеет искать его. Главное не в этом стебле, а в корне, не в том, что видно, а в том, что скрыто.
Ребенок дает нам прочувствовать глубинную суть истинно человеческого отношения к другим людям: отношение к ним, как к себе самому, к их чувствам и интересам, как к своим. Став родителями, мы впервые испытываем – всем своим существом, всеми недрами души, – каким должен бы быть высший идеал человеческого отношения к человеку.
В нашей подсознательной жизни, в подспудном опыте души это огромный переворот. Наша психика впервые заряжается до дна токами самых высоких человеческих побуждений, в ней возникает – в потенции – самое человечное из всех человеческих свойств. Жаль только, что оно часто остается именно в потенции, не выходит из подсознания в сознание и не делается двигателем поведения.
Возможно, когда-нибудь появится книга «Роль детей в очеловечивании человека» – и того, первобытного, и нас, сегодняшних. Любовь к детям, самоотверженная забота о них, отдача им лучшего в себе – все это выращивает в нас становую способность человека: умение творить добро другим и от этого себе, тягу делать лучше жизнь других и свою.
Дети – один из главных пластов человеческого смысла жизни, одна из богатейших в мире россыпей счастья. Но при двух условиях: если они здоровы и если мы верно относимся к ним. Без этого счастья от них мало, а горя много.
Их чистота, неясность, беззащитность, их трогательная наивность, их неуемная муравьиная энергия – весь этот душевный свет, который они излучают, осветляет и отепляет нашу домашнюю жизнь. усеивает звездами радостей, тревог, опасений, восторгов. Дети дают нам полноту жизни, туго насыщают ее перепадами чувств.
Малыш изо дня в день меняется, и следить за его переменами – наслаждение. Его каждодневная новизна – постоянный источник новизны в нашей домашней жизни. Это одно из главных противоядий против семейной рутины и однообразия.
Когда лучи супружеской любви начинают пригасать или делаются привычными, ребенок – то новое солнце, которое зажигается в доме и освещает его новым светом. Для душевно умных супругов это новый фундамент сердечной близости, новый цемент. который может скрепить их связи. Это постоянный излучатель радостных чувств, положительных эмоций, как их называют психологи. А сегодня. когда перегрузки городской жизни рождают половодье отрицательных эмоций, положительные эмоции – главное спасение от них.
Большинство людей думает, что воспитание – это поток, который течет в одну сторону, переливание душевного опыта из одного сосуда – родителей в другой – детей. Это тысячелетний обман зрения. огромная искажающая призма на наших глазах, и она очень мешает нам черпать радости от детей.
Настоящее воспитание – это всегда и самовоспитание, и мы, наверно, получаем от детей не меньше. чем они от нас. Дети – наши стихийные, скрытые воспитатели. Одним своим появлением на свет они рождают в нас новые диапазоны души – свойства попечителя, радетеля за других – родителя. Они надстраивают новые этажи в нашей психике, открывают нам новый материк чувств – родительскую любовь.
Они и прямо влияют на нас – всем своим обликом, всем поведением. Как говорили в древности, подобное вызывает подобное, и детская радужная чистота, нежная застенчивость, доверчивость, открытость. светлое прямодушие – все это будит в нас (или помогает сохранить) взрослые варианты этих душевных свойств. Потому что общение близких – это обмен частицами личности, и, вкладывая в детей частицы себя, мы вбираем в себя и частицы их самих.
Малыши для нас – постоянный возбудитель душевных сил и творческих способностей. Они все время ставят нас в трудное положение, все время озадачивают неожиданными вопросами – то и дело заставляют напрягать до предела наши умственные силы. У них своя оптика, свое, неожиданное видение вещей, и для тех, кто умеет думать, это видение часто бывает откровением. Инстинкт искателя, познавателя, который мы зовем любопытством, одна из главных страстей детской психики, и их несмолкаемые «почему» воспитывают в нас воспитателя, пробуждают – в тех, кто на это способен, – способности душевного скульптора, творца психики – детской и своей.
Уча ребенка, мы можем учиться вместе с ним: развивая его наблюдательность, можем развивать свою: внедряя в него доброту и заботливость. можем сами делаться добрее и заботливее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.