Рассказ
Ах, эти дети!
Лидия Николаевна присматривалась к собственной дочери, точно прислушивалась к себе. Зоя росла, конечно же, не понимая себя, а мать разглядывала ее с тревогой: что-то будет, как-то будет... Из серенького, нескладного утенка Зоя превращалась, точно в сказке Андерсена, в тревожно-красивое создание, и Лидия Николаевна не могла не страдать: волшебные превращения не проходят бесследно.
Лидия Николаевна не относила себя к матерям, которые до умопомрачения болезненны, когда речь идет об их дочерях. До умопомрачения. Да, ей приходилось знать таких: ох, как бы чего не случилось, как бы дочка не попала в дурную компанию, как бы не совершила ошибочного шага, как бы, как бы, как бы... При такой опеке чаще всего и случались, как это ни странно, и ошибочные шаги и дурные компании. Опека оказывалась формой недоверия, а недоверие возникало тогда, когда мать чувствовала, что в основе, так сказать, в фундаменте ее дочери не хватает каких-то краеугольных кирпичиков.
Вообще Лидия Николаевна была женщиной молодой, замуж вышла рано по нынешним временам, двадцатилетней, так что прекрасно помнила свое девичество и Зойкин рост ощущала как свой, все же тревожась от одной простой мысли: между ею самой и ее дочерью разрыв всего в шестнадцать лет – не бог знает какая эпоха, – а как все непохоже у Зои и у нее...
Жизнь Лидии Николаевны складывалась сразу и просто и непросто. Судьба ее и в семье и на работе была благополучной, но это благополучие добывалось трудом, общими усилиями, общими стараниями, общими преодолениями ее и мужа. И если говорить откровенно, по стандартной оценке внешних ценностей, – мало кто интересуется ценностями подлинными, внутренними, чаще измеряя внешние признаки, – то по оценке вот такой, внешней, она, Лидия Николаевна, жила беспроблемно: и деньги, и квартира, и обстановка, и одежда... Когда-то, думала Лидия Николаевна, впрочем, не так уж и давно, люди думали, что как только придет материальное благополучие, жизнь перевернется, изменится самым коренным образом, человек погрузится в жизнь духовную, станет совсем другим. Но вот семья Лидии Николаевны достигла полного материального благополучия, а проблем меньше не становится, и первая среди них – Зоя.
Лидия Николаевна частенько думала о материальной стороне дела и о Зойкиной судьбе. Кто-то, может, и скажет, что это никакой проблемой назвать нельзя, Лидия Николаевна с этим не согласна. Вот они с мужем всего добивались сами, и как этого добивались, как шли, с какими трудностями, преодолениями, Зое неизвестно – она была несмышленой. Теперь же получается так, что материальное благополучие в общем-то нормальная составная часть Зоиной жизни. Она как бы начинает с того, к чему родители пришли в результате борьбы и работы. Вот так-то! Разве это не вопрос?
Благополучие ломает людей посильней несчастий и лишений, это не так трудно заметить. И накладывает отпечаток на все.
Лидия Николаевна вздохнула, вновь взглянув на Зою. Та говорила по телефону. Телефон вообще теперь принадлежит ей. Говорит часами со своими подружками – вот телефон хотя бы этот проклятый, разве же он не портит людей? Вместо нормального общения вот этакая дружба на расстоянии – не видит ни улыбки, ни выражения лица...
Зоя едва успела положить трубку, как телефон загремел снова. На этот раз разговор был поразительно коротким. Лидия Николаевна удивленно посмотрела на дочь.
А та возбужденно ходила по комнате.
– Что случилось? – спросила Лидия Николаевна.
– Мне это начинает надоедать.
– Что именно?
– Эти телефонные звонки. Как, по-твоему, он ненормальный?
– Кто он?
– Димка. Тот, что учился в нашей школе, а теперь ушел в вечернюю. Каждый день приходит к концу занятий и провожает меня домой. Я сказала ему, чтобы не ходил за мной по пятам, пожалуюсь тебе, тогда он стал звонить и угрожать. Заявил, что если увидит меня с кем-то из мальчишек, убьет.
– Кого?
– Меня.
– Непонятно, – пожала плечами мама. – Я бы на его месте убивала своих конкурентов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.