Летом сорок пятого Корнилов снова приехал в Грязно. Деревня выглядела заброшенной, несколько домов сгорело. Сгорел и дом Голубевых. Ни Наташи, ни ее матери Корнилов не нашел. Их, как и многих других жителей, немцы угнали на запад.
Через несколько лет он встретил Натку Голубеву на областной комсомольской конференции. Они поженились, когда Корнилов закончил юрфак, и лето провели в Грязно, купаясь в обмелевшем Оредеже, загорая на красивой поляне с чудным названием Дунькин угол.
«Как все это было давно», – с грустью думал Игорь Васильевич. Столько воды утекло в холодном Оредеже, а память хранит эти дни, да, именно дни – не годы, не месяцы. Эти счастливые теплые дни. И еще он подумал, что сколько раз бывал в тех местах, а ни от кого из местных не слышал о тех, кто обитал здесь до революции.
С Наташей они прожили только пять лет. Она погибла от руки бандита, когда Игорь Васильевич работал в поселке Рыбацкое инспектором уголовного розыска...
Участковый инспектор Мухин ожидал их при въезде в деревню.
– Знакомьтесь, старший лейтенант, – сказал Корнилов, когда Мухин сел в машину рядом с Николаем Николаевичем. – Художник Новицкий, лауреат Государственной премии. К вам, в Орлино, наверное, не часто такие знаменитости заглядывают?
Мухин пожал протянутую художником руку и смутился, не зная, что ответить подполковнику.
– Он у нас большой специалист по древнерусской живописи, – продолжал Игорь Васильевич. – А вот сейчас в сомнении. Говорит, не может в Орлинской церкви старинных икон быть.
– Так ведь я, товарищ подполковник, с чужих слов. Может, и врут люди.
– Ну-ну! Зачем же так – не могут врать все люди разом.
– Вот по этой улочке, – сказал Мухин шоферу, когда машина подъехала к перекрестку. – Там дорога, правда, неважная. Никак сельсовет не раскачается. – Похоже было, что Мухин остро переживал за плохую дорогу. – Грузовики в распутицу все разбухали, а летом времени не нашлось, чтобы подправить.
– Верующих у вас много? – поинтересовался Николай Николаевич.
– Нет, товарищ Новицкий. Старухи только. Некоторое время ехали молча.
Наверное, чтобы занять паузу, Мухин улыбнулся и сказал:
– Был у нас тут в соседней деревне, в Лампове, один мужик верующий. Пров Семьенов. Старовер. У них там молельный дом. Так и он перестал к службе ходить. С ним такая история приключилась – Семьенов в пожарке на Дружногорском заводе работает. Придет со смены, отсыпается. А в молельном доме в колокол как ударят! Бьют без умелости ровно в набат. Семьенов, конечно, вскочит, как шальной, и на улицу! Где горит? Так привыкнуть к ихнему колоколу и не смог. Просил баб – найдите нового старосту. Да где его нынче найдешь? Вот и стал дядя Пров атеистом.
Николай Николаевич расхохотался.
– И ушел из староверов?
– Ушел. А в Сиверскую, в православную, говорит, ездить далеко. – Мухин сдержанно улыбался, довольный, что развеселил художника. – А вот и церковь наша. – Он посерьезнел, нахмурился. – Тут все и произошло.
Нахмурился и Новицкий. Когда они вышли из машины, художник сказал:
– Эх-эх-хе, товарищ начальник, до чего же вы тут довели это красивое сооружение! Ведь еще года три-четыре – и развалится храм. Конечно, не бог весть какой архитектурный памятник, но как ловко поставлен в парке. И озеро вдали блестит.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.