Без мистики

Владимир Мезенцев| опубликовано в номере №1331, ноябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как только не называют это загадочное явление, порождаемое нашей психикой, – «шестым чувством» и «внутренним голосом», «озарением» и «наитием», «предчувствием» и «предупреждением свыше», а иногда понаучнее – «интуицией»... Все эти слова часто отражают, включают в себя одну неизменную мысль: то, что произошло, нельзя объяснить, если не привлечь на помощь... «потусторонние силы».

Между тем наука и здесь говорит свое веское слово. И познакомиться с этим словом, наверное, небезынтересно многим. Ведь, пожалуй, нет среди нас человека, который -не слыхал бы что-нибудь об особом психическом ощущении, якобы предвещающем в скором времени какое-то, чаще всего неприятное, событие.

О предчувствиях пишут в художественных произведениях. О предчувствии некоторых исторических событий рассказывают, летописцы прошлого. Многие убеждены, что и в нашей обыденной жизни предчувствия играют заметную роль.

Нельзя также не видеть, что в оценке всякого рода предчувствий всегда легко определить, на каких мировоззренческих позициях находится человек. Если это преподносится как «озарение свыше», как необъяснимая законами природы способность «постижения истины», можно не сомневаться – отсюда прокладывается дорога к мистике.

Загадки «шестого чувства»

...Этот случай авиамеханик Федотов запомнил на всю жизнь. С взлетной полосы ушло в тренировочный полет звено истребителей. Перед этим он, как обычно, доложил командиру звена о готовности всех трех самолетов. Однако не прошло и минуты после того, как звено скрылось за лесом, механика вдруг охватило какое-то смутное беспокойство, волнение. В сознании билось предчувствие большой беды. Но почему?! Мозг не давал ответа. А необъяснимое чувство надвигающейся неведомой опасности все росло. Через несколько минут мысли приняли более четкое направление, теперь Федотов напряженно думал об одном из трех самолетов. Он уже был уверен: «Что-то с ним случилось!»

Механик не ошибся. Через полчаса стало известно, что пилот этого самолета, чуть не разбившись, совершил вынужденную посадку. Отказал мотор.

...В прошлом веке в одном из волжских городов произошло событие, которое надолго запомнили его жители. Позднее о нем писали ученые, как о

редкостном случае предчувствия. В город приехал по своим делам человек. Остановился в старенькой, недорогой гостинице, снял отдельный номер. По утрам вставал с постели с необъяснимым чувством беспокойства. Человек постарался отогнать от себя это чувство. Что ему может угрожать? Однако предчувствие какой-то опасности продолжало преследовать весь день. Вернувшись однажды в гостиницу, он долго расхаживал по.комнате, а затем подошел к стоящей в углу кровати и перетащил ее в противоположный угол.

Позднее, вспоминая все происходившее, этот человек утверждал, что не знал, зачем ему понадобилась такая перестановка: кровать стояла удобно, а новое место было выбрано не совсем удачно. Но... перестановка кровати его успокоила, и он лег спать. А ночью большая балка, находившаяся как раз над тем местом, где прежде стояла кровать, обрушилась.

Почти все жители города, обсуждая происшествие в гостинице, решили тогда, что человека спас сам бог.

...Из письма Галины Н., присланного в редакцию «Смены»: «Со дня смерти моей мамы прошло уже около пяти лет. Но меня все еще волнует загадка, с которой я тогда столкнулась. Получилось так, что перед смертью мамы мне пришлось уехать в Киев. Там в первую же ночь мне приснилось, что мама лежит больная и просит поскорее вернуться домой. Я не придала этому сновидению большого значения, но на следующую ночь я увидела во сне, что маму уже хоронят. Утром дала телеграмму домой, и брат ответил, что мама заболела. Когда возвратилась, мама была уже очень плоха. Через несколько дней она умерла. Вот с тех пор меня и не оставляет мысль о пророческих снах. Выходит, что они все-таки бывают. Может ли это объяснить наука?»

Три невыдуманные истории, достаточно убедительно подтверждающие реальность предчувствий. Можно ли каждой из них дать научное объяснение, отбросив сверхъестественное?

Можно. Впрочем, сначала о более частой и не столь загадочной форме предчувствий.

«Чуяло мое сердце...»

Кто не слыхал этих слов! За день или два, иногда за несколько часов до неприятного события у человека вдруг начинает щемить сердце. Что случилось? В голову непроизвольно лезут мысли о скорой неприятности, нарастает тревога за близких людей.

Большого секрета тут нет. Щемящее чувство в области сердца появляется в минуты переживаний – думает человек о предстоящем тяжелом разговоре, беспокоится о том, как сын или дочь окончат школу, тревожится за ребенка, у которого вдруг поднялась высокая температура, – у него начинает болеть сердце, в груди появляется неприятное ощущение, мешающее легко дышать.

Особенно это присуще людям с повышенной нервной возбудимостью. Для них порой самый незначительный случай может привести к переживаниям. Они-то и сказываются на работе сердца. Ведь наш организм – единое целое. Работа его внутренних органов самым тесным образом связана с нервной системой, с психикой.

Плохо работает сердце, кишечник, почки – и это отражается на психическом состоянии, самочувствии, поведении человека. И наоборот, различные переживания – радость, горе, испуг, ожидание чего-то неприятного – в свою очередь, тоже сильно влияют на деятельность внутренних органов. Кто не знает, как изменяется работа сердца при внезапном испуге! Так же накладывают свой отпечаток на его работу и наши переживания, тяжелые мысли о предстоящих событиях.

Сын уходит в школу, а у матери «вдруг» начинает болеть сердце. И когда он приносит в дневнике две двойки за четверть, мать говорит: «Я уже знала об этом утром». Она и в самом деле убеждена в том, что сердце подсказало ей. А как было на самом деле? Мать знает, как идут дела у сына в школе. Ее уже не раз просили обратить внимание на плохую успеваемость, интересовались условиями в семье. Много раз она говорила об этом с сыном. Удивительно ли, что перед тем, как в школе закончится четверть, мать с тревогой думает, какие отметки принесет на сей раз ее парень. Думает и боится худшего.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Воскрешенная верность

Пьеса поэта Андрея Вознесенского и композитора Алексея Рыбникова в постановке театра имени Ленинского комсомола