Роза Рымбаева: поиск своей песни

Павел Ермишев| опубликовано в номере №1331, ноябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я пытаюсь представить – хрупкая девушка на огромной сцене-раковине песенного конкурса «Золотой Орфей» в болгарском курортном городе Солнечный берег и голос ведущего: «Высшая награда международного фестиваля «Золотой Орфей» присуждается советской певице Розе Рымбаевой!» А обладательнице «Гран при» всего-то девятнадцать. И ведь было это. Так же, как были и Всесоюзный конкурс в Риге, и телевизионный «С песней по жизни», и фестиваль в Сопоте, и конкурс «Золотой микрофон» в Турции, и XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гаване. И везде Рымбаева – лауреат.

В 21 год Роза Рымбаева – лауреат шести (!) международных и всесоюзных конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана, заслуженная артистка республики. Подобных взлетов на нашей эстраде не много наберется.

Но вот завершился первый этап творческого пути молодой певицы. Пора оглянуться назад и трезво оценить достигнутое.

Конкурсы? Да, они помогли самоутвердиться, поверить в свои силы. Правда, нервных энергозатрат было многовато... Но ведь жажда победы так сильна!

«Успех певца неразрывно связан с исполняемыми песнями. – считает Роза, – и я, вглядываясь в очень насыщенные пять лет, выделяю две песни – «Алия» и «Цвети, земля моя». Песни высокого гражданского звучания, они позволили мне максимально выразить себя и свое отношение к таким общечеловеческим темам, как любовь к Родине, борьба за мир, верность памяти павших за родную землю».

Как видим, и с песнями повезло – Роза нашла именно свои, хотя, надо признать, приверженность к подобным песням не характерна для Рымбаевой: в ее программах преобладают лирические. И это объяснимо. Певице немногим более двадцати – весна жизни, мир воспринимается многокрасочным и улыбающимся. К тому же ощущение неизбывности молодых сил и рано пришедшее признание невольно окрыляют, рождая горячее желание поделиться со слушателями переполняющими тебя счастьем и радостью. Душа ликует, и песни сами рвутся на волю. Палитра красок певицы ярка и мажорна, когда поет: «...земля моя, земля моя, моя земля!». Так щедро и вдохновенно может петь только любящий и счастливый человек.

...В многодетной семье железнодорожного рабочего с разъезда № 9 Семипалатинской области Куаныша Рымбаева царила атмосфера тепла и взаимоуважения. С малых лет в окружении братьев и сестер Роза училась искусству дружеского общения. Позднее, в Семипалатинской школе-интернате, коммуникабельная, как теперь говорят, Роза была во главе всех ребячьих начинаний. Она и пела, и плясала, и играла на домре, и, кроме того, ходила в музыкальную школу – училась играть на кобызе. Жадная до всего интересного и по-доброму честолюбивая, Роза всюду хотела первенствовать. И чаще всего ей это удавалось. Как одну из лучших участниц художественной самодеятельности Розу вместе с фольклорным ансамблем Семипалатинска послали во Францию. А спустя год Рымбаева участвовала в Алма-Ате в республиканском конкурсе художественной самодеятельности и завоевала свою первую награду – I премию и звание лауреата. Эта победа открыла Розе дорогу в профессиональное искусство – ее пригласили в Государственный эстрадный ансамбль Казахстана «Гульдер», возглавляемый «открывателем талантов» Кабедином Туякаевым.

Именно в «Гульдере» Роза прошла путь от «зеленого» новичка до певицы, которую мы теперь так хорошо знаем. Здесь формировались ее взгляды, вкусы, артистический облик, характер.

Вершина, покоренная певицей, весьма значительна. А что же ждет ее впереди? Ведь творческий путь, по сути, только начинается. Как вы знаете, успех певца во многом зависит от репертуара. Хорошо' понимая это, Роза постоянно ищет песни, которые помогли бы раскрыть какие-то новые грани ее таланта. Здесь и лирические кантиленные и игровые, шуточные. Очень, например, неожиданна была в ее исполнении песня «Я – балерина», где Роза демонстрирует незаурядную балетную подготовку. В ее концертных программах, постоянно обновляемых, песни весьма разные. Но, к сожалению, достойных ее дарования маловато. Может быть, поэтому в эфире звучат записи четырехлетней давности. Вина, думается, лежит все же на композиторах: для Рымбаевой надо специально писать.

...Ослепительно сверкающие снегом цепи гор, вплотную придвинувшиеся к столице Казахстана, дышали зимой, но в городе солнечно, птицы перекличку затеяли. Соперничая звонкостью с птичьим гомоном, звенит голос Розы:

«Почему так петь хочется? Не знаешь? – Она лукаво улыбается и сама же отвечает: – Потому, что сердце молодо и поет! Ясно?»

Глядя на радующуюся яркому солнцу Розу, я думал о том, что певцом, как и поэтом, надо родиться. И что лучшие ее песни впереди.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены