И мастер идет с этой мыслью к начальнику цеха. Тот не против, но людей сейчас свободных в РСЦ нет. А вот цемент бы нашли. Мастер опять на участок: «Цемент есть, разрешение есть. Может, сами возьмемся? Послезавтра? Нам же это нужно, не дяде!» Собрались и переставили станки.
Мастер на следующей неделе опять собирает:
«Еще мысли есть?»
«Есть, – отвечают ему. – Верстаки у нас уж больно старые. Хорошо бы заменить».
«Хорошо бы, да где их сейчас взять?»
«Да вообще-то можно и самим сделать. Тем более кое-какой материал у нас есть...»
«Недостающий я попробую достать», – обещает мастер.
И достает. И сами рабочие в свободное время изготовляют верстачки на загляденье, чтобы им самим удобнее работать было.
На другой неделе опять всем участком собираются. Уже как-то это и в привычку входить стало. И мастер ведет уже такую речь:
«Вот какая у нас проблема самая острая: трех человек на участке не хватает – семеро вместо десяти. А план есть план. Так вот можем мы его семером вытянуть?»
Зашумели:
«Это как же? Вкалывать побольше, только за ту же зарплату?»
«Мы будем надрываться, а нам же потом и расценки срежут, так, что ли?»
«Не так, – отвечает мастер. – Я вам не надрываться предлагаю. А сказать, что нам мешает работать лучше, продуктивнее? Что нам еще на участке надо подтянуть?»
Подумали.
«Кое-что можно, конечно, подтянуть, – начинает кто-то. – Если при изготовлении самой сложной детали новое приспособление применить – я такое в другом цехе видел».
«Без нового станка нас никакое приспособление не выручит. Да где он?»
«Так у соседей наших, между прочим, как раз такой уже полгода простаивает».
«Кто ж его нам даст?»
«Докажем, что нам нужнее, – дадут», – вмешивается мастер.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.