Со сквозными бригадами связано внедрение элементов хозрасчета в сквозную цепочку, использование прогрессивных форм оплаты по конечному результату, ежегодное проведение ярмарок-смотров продукции сквозных бригад. Отдельная история – взаимоотношения сквозных бригад с торговыми предприятиями.
Необходимость тесного сотрудничества была очевидна. Не было действенных форм сотрудничества. Соревнование торговых и производственных коллективов под лозунгом «Отлично сделано – отлично продано» зачастую не срабатывало. Комитеты комсомола прилагали огромные усилия, чтобы сравнить работу магазина и предприятия, определить победителя. Они пытались сравнить несравнимое вместо того, чтобы взяться за решение совместных проблем. Но все-таки стали налаживаться контакты сквозных бригад с магазинами. Многие продавцы, побывав на фабриках, впервые узнали, как делается обувь. Вот когда поняли трудности друг друга, и пришла мысль: «А почему, собственно, соревнуются производственный поток и торговая секция? По сути-то дела это одна цепочка!»
И в марте 1978 года на партийно-комсомольском собрании в Челябинском торговом центре было решено создать при торговом центре принципиально новый отдел, который будет торговать только продукцией сквозных бригад, И название придумали: фирма «Гарантия».
По договору, составленному в присутствии руководителей предприятий, юристов, экономистов, «Гарантия» брала на себя полную ответственность перед покупателями за продаваемые вещи – так, как если бы продавцы изготовляли их сами. Любая вещь, у которой покупатель обнаружит брак, подлежит немедленной замене и возвращению на фабрику. Принцип работы «Гарантии» – полное доверие по отношению к своим партнерам. При проверке качества исключен межведомственный контроль. Кто же проверяет? Покупатель. Заинтересованнее и справедливее контролера – при всем уважении к Госторгинспекции – думается, найти трудно. А так как фирма напрямую, без всяких торговых баз, связана с бригадой, найти бракодела, причем конкретного в каждом конкретном случае, не составляет труда. Штрафные иски баз фабрике, а фабрики – базам, когда деньги просто перекладывались из кармана в карман, – в прошлом.
Заинтересованы ли в таком сотрудничестве фабрики? Во время ярмарок-смотров многие сквозные бригады из разных союзных республик пожелали заключить договоры с фирмой «Гарантия». Ведь «Гарантия» стала самым настоящим центром по изучению покупательского спроса, по внедрению новых форм торговли. А трудовому коллективу, почувствовавшему свою силу, свои возможности, нет резона прятаться от потребителя. Наоборот, ему важно как можно лучше знать его желания.
Но сотрудничество с «Гарантией» не одни цветочки. Фирма диктует предприятиям свои условия достаточно жестко. Не идет продукция – прекращайте выпуск, давайте лучшую. Фирма требует четкого выполнения ритма поставок, соблюдения ассортимента, вида упаковки. Можно сказать, что торговля руководит всей работой сквозной цепочки. И это справедливо: она лучше всех знает, что ищет покупатель, и краснеть за брак и просто плохую продукцию приходится тоже ей.
В «Гарантии» постоянно поиски. Как работать еще результативнее? Ввели анкеты. Очень простые. В них каждый покупатель выставляет оценку приобретенной вещи и работе продавца. В конце дня – итоги. Борьба за качество продукции стала предметной и оперативной. Фабрика теперь получает информацию о своей продукции в кратчайшие сроки. У планшетов с оценками, висящих в цехах, каждый раз оживленно. Появилась возможность вносить оперативные коррективы в работу. Сейчас «Гарантия» добивается права на оперативную уценку обуви до цены возможной реализации. То есть не ждать годы, пока можно будет уценить обувь, а уценивать быстро, чтобы она не лежала мертвым грузом на складах, а все-таки продавалась, пусть и подешевле. Это выгодно и покупателям, выигрывает в итоге и фабрика. И еще немало идей и предложений в портфеле «Гарантии».
Несколько слов в заключение. С большим трудовым и политическим подъемом встретили комсомольцы и молодежь постановление ЦК КПСС «О социалистическом соревновании за достойную встречу XXVI съезда КПСС». Сквозные бригады – это уже проверенный путь создания новых, эффективных форм организации и оплаты труда. В них повышается не только трудовая, но и общественная активность молодежи. Они уже развиваются и на предприятиях тяжелой промышленности. В области создан совет по координации и развитию «сквозного движения». Но есть два момента, на которых необходимо остановиться.
На членах сквозных бригад лежит большая, чем пока привычно, ответственность за работу. Трудятся они обычно лучше, ищут, предлагают, но пока за это не получают вознаграждения. К тому же у сквозных нет прав, которые предоставляли бы им большую самостоятельность. С ними бы они стали еще инициативнее, предприимчивее.
Инициативность – качество, вызывающее уважение и симпатию. Но инициатива в условиях производства должна быть результативной, иначе какой в ней смысл? Когда приезжают за опытом в нашу «Гарантию» и делают вывод, что в создании подобной фирмы нет сложностей, мы говорим, что есть. Самая большая – кажущаяся легкость создания. Приказ – и готово. А между тем в основе «Гарантии» – пять лет упорной работы, поисков, ошибок: Пять лет, которые сблизили производственников и работников торговли, помогли им преодолеть недоверие, научили сообща проходить межведомственные барьеры. Много чему научили. Без всего этого судьба «Гарантии» могла сложиться иначе. Могла быть поставлена под сомнение плодотворная идея. Так что вывод тут один: инициатива на производстве живет и плодоносит, когда она опирается на трезвый расчет, опыт, доскональное знание дела.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.