К сожалению, уроки во время моего приезда Капишников не вел: в школе была пора экзаменов.
И все же представление об этих уроках я получил – из рассказов ребят, из писем выпускников. Приведу лишь две выдержки из них:
«Николай Алексеевич научил нас любить не только музыку, но и литературу. Для меня они неотделимы друг от друга. Как он читает! У него не уроки, а настоящие поэмы!..
В. Омельченко».
«Развивая наши умы, Вы нередко меняли установленную методику ведения уроков и всю свою жизнь были в этом смысле «отступником». Но как были хороши Ваши уроки борьбы за человека, уроки любви к жизни, природе, литературе, музыке, без которых нет веры и надежды, а, следовательно, нет и труда, на который полагал бы человек всю душу.
О. Кирьянова».
Уроки борьбы за человека, уроки любви к жизни. «Трудные» ребята были, конечно, у Капишникова. Однажды вечером в его квартире раздался телефонный звонок.
– Николай Алексеевич, это из райотдела милиции вас беспокоят. Извините, что поздно, но неприятность тут приключилась с одним из ваших музыкантов. - И дежурный назвал фамилию паренька, которого Капишников всего несколько часов назад видел на репетиции: – Похулиганили они тут с дружками. Драку учинили, пожилого человека оскорбили. Одним словом, задержали мы его... Да-да, находится сейчас у нас...
Недолго думая, Николай Алексеевич накинул плащ и отправился в отделение. Володю – так звали этого парня, – конечно же, сразу отдали «на поруки». Капишников ни о чем не расспрашивал его, не стал читать и нотаций. Всю дорогу от милиции до Володиного дома он молчал и лишь на прощание сухо бросил ему: «Завтра после уроков зайди ко мне... И обязательно захвати с собой топор».
— Что-что? – переспросил вконец обескураженный парень.
— Топор, – спокойно повторил Капишников.
На следующий день Володя пришел в музыкальную комнату, как и велено было, с топором.
– Ну вот что, милый друг, – начал Николай Алексеевич. – Судя по всему, сил и энергии у тебя в избытке. Можно сказать, девать некуда. А посему – чем попусту кулаками махать, лучше силу эту на доброе дело употребить. Так ведь?..
Володя виновато кивнул головой.
— Бабку Пелагею знаешь? – продолжал между тем Капишников.
— Это что на горе живет?
— Ту самую. Она ведь одна совсем – ни мужа, ни детей нет. Сам понимаешь, с хозяйством нелегко управляться. Морозы вот-вот ударят, а у нее во дворе ни поленницы... Короче говоря, с поссоветом я договорился насчет дров. Так что бери лошадь, привезешь ей дрова, наколешь. Думаю, недели хватит тебе на это дело.
— Хватит, Николай Алексеевич, – с готовностью ответил Володя.
— Ну, тогда иди. Да, и не забудь, что послезавтра в пять часов сыгровка...
Случай этот произошел много лет назад. Володя давно окончил школу, стал горным инженером. Как-то приехал в отпуск в Мундыбаш и зашел навестить Капишникова. Чаевничали, говорили о жизни, Володя рассказывал учителю о своей семье, о друзьях. А потом вдруг спросил:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.