Две быстрые речки – Тельбес и Мундыба – бегут навстречу друг другу,. петляя между отрогами Салаирского кряжа, густо поросшего пихтами, осинами и березами. Неподалеку от Темир-Тау, в одной из живописных долин, их воды подхватывает своенравная Кон дома и несет дальше, на север. В том самом месте, где сливаются три эти реки, и раскинулся небольшой рабочий поселок Мундыбаш.
Поселок, где сегодня каждый третий мальчишка играет на каком-либо инструменте, где есть своя музыкальная школа, а в средней общеобразовательной – оркестр народных инструментов, которым руководит учитель русского языка и литературы Николай Алексеевич Капишников.
Капишников живет в этих краях без малого полвека. Еще мальчишкой приехал он сюда с Алтая вместе со своими родителями, братьями и сестрами. Семья у Капишниковых была по-крестьянски крепкой и работящей. Впрочем, отдыхать и веселиться тоже умели. От души. По праздникам в их доме балалайка и гармошка умолкали лишь с первыми петухами.
Не мудрено, что с детских лет Коля Капишников полюбил музыку, особенно русские народные песни. Выучился играть на мандолине и балалайке, часами мог разучивать ту или иную мелодию.
И еще одна страсть у него была – поэзия. Наизусть помнил многие стихи Пушкина, Некрасова, Кольцова. Пробовал и сам сочинять, правда, никому не говорил об этом.
После окончания школы, когда пришла пора выбирать свою дорогу в жизни, Николай Капишников поехал в Томск – поступать в педагогический институт. Успешно сдал экзамены и был зачислен на первый курс историко-филологического факультета. Лекции и самостоятельные занятия в библиотеке – с книгами он почти не расставался – отнимали довольно много времени, и все лее несколько часов в неделю он обязательно уделял музыке.
Диплом об окончании института Капишников получил летом сорок первого года, а вслед за ним получил боевое оружие – ушел добровольцем на фронт.
– ...В Мундыбаш я вернулся сразу же после войны, – рассказывает Капишников. – Первое, что бросилось в глаза, – ребятишек в поселке вроде бы больше стало, чем взрослых. Да так оно и было: многие ведь не пришли с фронта... В ту пору я еще только начинал учительствовать. Планов, конечно, и идей, как у всякого молодого педагога, было хоть отбавляй. А главное – хотелось чем-то интересным увлечь ребят, отогреть их, что ли... Поначалу организовали мы драмкружок. Потом появилась другая мысль – создать свой оркестр русских народных инструментов.
Охотников-то играть в оркестре много нашлось, только на чем играть? Была у меня мандолина, кто-то притащил гитару без струн, раздобыли еще пару балалаек и домру – вот и весь наш музыкальный арсенал. За инструментами, положим, можно было съездить в большой город, но где опять же деньги взять, чтобы их купить?..
Изрядно пришлось нам головы поломать, пока не надумали, наконец, построить своими силами при школе мельницу. В те годы, сами знаете, как с хлебом было. Так что мельница эта не только нас выручила, но и другим пользу принесла.
Когда заработали нужную сумму, купили инструменты, ноты кое-какие, книги по музыке. Стали репетировать. Так, собственно, и начинался наш оркестр – с мельницы...
Николай Алексеевич на минуту прерывает свой рассказ, подходит к старенькому шкафу, достает оттуда целую кипу альбомов, папок, толстых тетрадей и кладет их передо мной.
– Здесь – вся история нашей «музыкальной республики». Посмотрите пока, полистайте...
Фотографии, письма, вырезки из газет, афишки программ, автографы известных композиторов и музыкантов. Далеко не у каждого профессионального коллектива такая богатая биография, как у этого самодеятельного школьного оркестра.
Вот лишь несколько страничек из нее. ...
1963 год. Гастрольная поездка по Кемеровской области. Совместные концерты с лауреатом международных конкурсов скрипачом Виктором Пикайзеном.
1967 год. Участие в I Всесоюзном фестивале детского искусства в пионерском лагере «Орленок».
1970 год. Выступление в Большом зале Московской консерватории перед делегатами IX Международной конференции по эстетическому воспитанию детей и юношества
Композитор Дмитрий Кабалевский будет позже вспоминать об этом выступлении:
«...Вот еле заметно приподнялись руки Капишникова, и началось одно из тех чудес, которые щедро дарит нам искусство, если мы сами дарим ему свое сердце, свою душу, свои мысли. Звучание оркестра было таким поэтичным, проникновенным, художественно завершенным, что с первых же звуков вальса Глинки зал оказался в плену у этих славных, скромных ребят... Многие выдающиеся зарубежные педагоги выделяли выступление мундыбашских ребят, как одно из наиболее ярких воспоминаний о днях, проведенных в Москве, а на следующих конференциях – в Тунисе, Австралии, Швейцарии – спрашивали нас, советских делегатов, о судьбе оркестра...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.