Черная кровь

П Лопатин| опубликовано в номере №98, март 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

РАСКРОЙТЕ любую большую газету, и я поспорю с вами, что вы обязательно найдете там что - нибудь о нефти. Мало того. Если внимательно вчитываться во все эти газетные сообщения, если постараться проникнуть в закулисную сторону жизни капиталистических государств, то можно без труда заметить, что на всех многочисленных международных конференциях, во всех конфликтах, а подчас и вооруженных столкновениях - всюду и везде полновластно царит всесильная теперь нефть. Она свергает правительства, зажигает войны и даже грозит существованию могущественных, веками создаваемых государств.

А ведь еще так недавно, лет 25 - 30 тому назад, роль нефти была очень скромна. Из нее приготовляли главным образом керосин, которым пользовались почти исключительно для освещения ламп и лишь иногда - и то только за границей - для отопления домашних печурок. Ее применение не выходило за пределы удовлетворения скромных домашних потребностей.

Но почему же тогда так быстро переменилась роль нефти? Почему так быстро удалось ей сбросить с трона еще недавно могущественный уголь и, заняв его место, стать поистине «царицей мировой промышленности»?

Колеса войны, откажутся вертеться

Первая причина этого торжества нефти заключается в том, что нефть экономнее угля при отоплении паровых машин. Достаточно сказать, что, сжигая 4 тонны (1 тонна = 61 пуду), получают то же количество пара в паровом котле, что и при сжигании 7 тонн угля. Эта разница в 3 тонны при мировом масштабе чего - нибудь стоит.

Но этого мало. Перевозка нефти, ее погрузка хотя бы на пароход гораздо проще этих операций с углем. Например, погрузка «Лузитании» (одного из величайших морских пароходов) углем требует 500 человек рабочих, занятых 5 дней. Погрузку же нефтью можно провести с 12 рабочими в продолжение 12 часов. Поэтому неудивительно, что современная техника тотчас же воспользовалась этими преимуществами нефти перед углем. В настоящее время у руководителей морского транспорта существует искреннее убеждение, что «допускать хотя бы один фунт угля на борт морского судна - преступное безумие».

Но, конечно, основной причиной торжества нефти является недавно изобретенный двигатель внутреннего сгорания, питающийся нефтью: он в 2 раза экономнее паровой машины, и только им одним созданы авиация, автомобильное и тракторное дело.

Нефть полновластно царствует сейчас в самых основных областях мировой промышленности, и естественно, что страна, господствующая над нефтью, будет повелевать мировой торговлей. Армия, флот, деньги, даже население - все это ничто перед нехваткой нефти во время войны. Потому что, если иссякнет нефть - тотчас же будет организована нефтяная блокада. В восемь дней она разобьет крылья аэропланов, приведет в негодность танки и прикует к земле тяжелые ноги пехоты, лишенной грузовиков. Колеса войны, не смазанные нефтью, откажутся вертеться.

Бурение скважины и добыча нефти

Каждый год на всем земном шаре нефти добывают такое громадное количество, что если бы ее вылить в одно место, то она образовала бы озеро в четыре версты длиной, версту шириной и почти десять сажен глубиной.

Но что такое нефть - еще никто точно не знает. Ученые спорят:...нефть - это результат действия просачивающейся с поверхности земли воды на низколежащие залежи углеродистого железа (?)...

... Нефть произошла от «перегонки» (нагревания без доступа воздуха) трупов животных, главным образом морских моллюсков - ракушек (?)...

... Источник происхождения нефти - морская трава и водоросли (?)...

Из животных ли, из растений или из металла и воды произошла нефть - Этот вопрос до сих пор остается открытым.

Но, как бы там ни было, эта густая жидкость темно - зеленого или грязно - красного цвета обыкновенно залегает глубоко в земле, она пропитывает собою слои песку и собирается в трещинах горных пластов «Буровые скважины» - глубокие, узкие колодцы, которые уходят иногда на 4.500 футов (т. - е. около 1 1/4 версте) в землю. Неудивительно, что сооружение такой скважины и трудно, и дорого. Стоимость бурения скважины в 3 1/2 тыс. футов глубиной (1 верста) обходится в Америке от 35 до 100 тыс. долларов (доллар = 2 рубля), а средняя «проходка», т. - е. средняя успешность работы в день при самых благоприятных условиях - от 100 до 500 фут.

Само бурение происходит различно. При так называемом «ударном» бурении тяжелое долото, прикрепленное к канату, с высоты опускается в скважину и силой своего падения долбит и дробит землю, которая потом удаляется из скважины особым инструментом - желонкой (ее описание ниже). По мере того, как скважина уходит все глубже, в нее сверху вставляются «обсадные» трубы, которые являются как бы стенками этой скважины и спасают ее от обвалов.

В других случаях употребляется более совершенное «вращательное» бурение, при котором особый инструмент, приготовленный из твердого материала, вращается в скважине, дробя грунт и уходя все глубже и глубже внутрь земли.

В том и другом случае над скважиной устраиваются вышки, высотой от 8 до 17 саженей, и когда подходишь к нефтяным разработкам, то кажется, что это - грандиозное кладбище с громадными четырехугольными памятниками. Они тесно прижимаются друг к другу, и поэтому только на самом близком расстоянии можно разглядеть низенькие пристройки для паровых машин, которые и производят все работы по бурению и добыче нефти.

Когда буровая скважина готова, начинается добыча нефти.

Старый способ добычи нефти - так назыв. «тартание», в котором главную роль играет уже знакомая нам желонка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены