«Дон - Диего и Пелагея»
НА полустанке Заминка хозяйничает молодой человек в железнодорожной фуражке, отрывающейся от любимого им романа о Дон - Диего лишь, когда проходит почтовый поезд, - и то только, чтобы покрутить усики перед такой - сякой столичной «штучкой» у окна вагона.
Почтовый поезд является также большим праздником для близлежащей деревни, откуда к прибытию сбегаются бабы с молоком, яйцами да пирогами.
И вот, однажды, когда «Дон - Диего» был не в духе, он решил налить свою злобу на оторванную от бабьей стаи старушку Пелагею Демину, на которую составил протокол и отправил по инстанции. В результате старушку начали тянуть, и она оказалась не только в камере судья, но и в ДОПР'е, «как государственная преступница».
Оставшемуся старику Демину стало ясно, что со старухой в городе что - то неладное случилось. И тяжело ему, и больно: старухи нет, у козы молоко бесится, молочное хозяйство в расстройстве. Ходил и к батюшке за помощью, и в приехавшему «члену общества изучения деревни» обращался - ни от кого толку добиться не мог. И только благодаря инициативе одной комсомолки распутался узел. Ячейка постановила в отсутствие Пелагеи обслужить ее хозяйство, и делегировала двоих в город, чтобы вырвать из ДОПР'а Пелагею. В городе комсомольцам пришлось из - за бюрократизма всей чиновничьей лестницы долго проморочиться без толку, и только благодаря вмешательству секретаря укома удалось освободить Пелагею.
История Пелагеи и Дон - Диего показана на экране режиссером Протазановым очень ярко: все действующие лица, даже показывающиеся на секунду, обладают характером, выглядят живыми и правдопобными. Снято все превосходно, выбраны нужные и остро - сатирические положения, иллюстрирующие мысль о борьбе с бюрократизмом, что сообщает картине хороший, энергичный темп. Как хорошую деталь, отметим трюк в конце: когда старики приходят в ячейку, бюст Калинина сначала удивлен, потом расплывается в улыбку и, наконец, хохочет. Это «оживление» бюста удачно проведено мультипликационным способом скульптором Олениным.
Картина в целом - агитационная в лучшем смысле слова. Она агитирует, показывая не выдуманные, а правдопобные жизненные - случаи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.