Отчизны верные сыны

опубликовано в номере №1232, сентябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Командующий Краснознаменным Тихоокеанским флотом, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР, адмирал Владимир Петрович Маслов отвечает на вопросы журнала «Смена»

- Владимир Петрович, становление Советской власти на Дальнем Востоке проходило в длительной и трудной борьбе. Какое участие принимали в ней военные моряки?

— Тихоокеанцы были настроены революционно в подавляющем большинстве. В ноябре 1917 года военные моряки на массовых митингах приветствовали Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде, заявили о своей готовности встать на защиту революции, а потом делом доказали свою преданность ей.

Незабываемы подвиги матроса Ускова с миноносца «Лейтенант Малеев», который, пожертвовав собой, взорвал вражеский эшелон с семеновцами на станции Мациевская, мужество экипажей монитора «Шквал» и канонерской лодки «Орочанин», в течение долгих месяцев оборонявших Приморье от интервентов всех мастей, отвага сводного морского отряда, которым командовал офицер флота Н. Воруев в боях за Волочаевку. В вооруженной борьбе с врагами революции и позже – в период конфликта на КВЖД, во время событий на озере Хасан множилась военная слава тихоокеанцев, формировались их боевые традиции, крепла партийная сознательность, воинская дисциплина.

— Владимир Петрович, Ленинский комсомол готовится отметить свой 60-летний юбилей. Одним из замечательных его дел было установление шефства над Военно-Морским Флотом. Что в практическом отношении дали первые массовые призывы комсомольцев на Тихоокеанский флот? Что было сделано молодежью для создания и укрепления Красного Флота?

— В 1922 году флота фактически не существовало. У причалов стояли полуразбитые, устаревшие корабли, которые не представляли ценности в военном отношении, да и они нуждались в капитальном ремонте. Все суда, державшиеся на плаву, были угнаны иностранными интервентами, с части кораблей захватчики сняли оборудование, артиллерию, жизненно важные узлы.

16 октября 1922 года V Всероссийский съезд РКСМ по предложению В. И. Ленина принимает решение о шефстве комсомола над Военно- Морским Флотом. Сейчас, осмысливая значение этого события, сыгравшего заметную роль в строительстве советских военно-морских сил, нельзя не удивляться прозорливости ленинской мысли, направившей энергию и страсть тысяч молодых сердец на самые главные участки борьбы за укрепление завоеваний Октябрьской революции.

Буквально через несколько недель после съезда РКСМ на все флоты страны, в том числе на Тихий океан, прибыли сотни комсомольцев. Многие из них были к тому времени уже опытными вожаками молодежи, прошли суровую школу гражданской войны. Они стали боевым ядром, идейной силой экипажей кораблей и береговых частей. Впоследствии многие из тех, кто пришел на флот по первому комсомольскому призыву, выросли в прославленных флотоводцев, боевых адмиралов и офицеров.

Газеты тех лет и документы рассказывают, с какой страстью и упорством овладевали бывшие путиловцы, уральские металлурги и байкальские рыбаки военно-морской техникой, с каким энтузиазмом работали они вместе с трудящимися Владивостока и других городов-портов на восстановлении флота.

Неоценимую помощь оказал Тихоокеанскому флоту Ленинский комсомол в тридцатые годы в деле подготовки военных кадров. Закрепленные за флотом постановлением ЦК ВЛКСМ западносибирская, восточносибирская, дальневосточная комсомольские организации создали широкую сеть военно-морских кружков и успешно готовили в них молодежь к службе.

— Известно, что в тридцатые годы Тихоокеанский флот вырос как в количественном, так и в качественном отношении. Было ли это вызвано только военными приготовлениями нашего дальневосточного соседа – Японии или существовали какие-то еще причины?

— Безусловно, главной из причин была агрессивная политика тогдашних правителей Японии. В ответ на это наше правительство, стремившееся к мирному урегулированию всех вопросов, тем не менее посчитало необходимым укрепить в военном отношении дальневосточные сухопутные и морские рубежи. Других способов умерить великодержавные захватнические аппетиты японского милитаризма в то время просто не существовало. Намерения же Японии были слишком очевидны, особенно после того, как в 1931 году она, пренебрегая существующими международными договорами, ввела свои войска в Маньчжурию и начала спешно накапливать силы в непосредственной близости от границ с Советским Союзом. Одной из мер, способных воспрепятствовать агрессии, было создание на Тихом океане более крупного, более современного военно-морского флота. С Запада на Восток шли эшелоны с оборудованием для судостроительных заводов, на специальных платформах перевозились торпедные катера, самолеты, артиллерийские орудия и другая боевая техника. Потребовались гигантские усилия тысяч людей, помощь многих предприятий Сибири, Урала, всей страны, чтобы в минимальный срок построить авиационные базы, судоремонтные и судостроительные предприятия, аэродромы, казармы, военные причалы, разместить батареи береговой артиллерии, склады и многое другое. В те же годы благодаря массовому трудовому героизму советской комсомолии был заложен мощный индустриальный форпост на Дальнем Востоке – Комсомольск-на-Амуре, и тем самым сделан еще один значительный шаг в освоении края.

Тихоокеанский флот рос невиданными темпами. Только с февраля 1933-го по февраль 1934-го число боевых кораблей флота увеличилось в 10 раз. Он пополнился новейшими по тому времени подводными лодками, могучими крейсерами, боевыми самолетами.

— Ведь именно к тому периоду относятся первые легендарные походы подводников, во время которых тихоокеанцы установили рекорды автономного плавания...

— Первое такое автономное многомесячное плавание было осуществлено экипажем подводной лодки «Щ-117» под командованием Н. П. Египко и военного комиссара С. И. Пастухова. В те годы, когда тихоокеанские морские силы росли и развивались особенно интенсивно, важно было знать, каковы пределы человеческой выносливости под водой и как ведут себя в условиях автономного плавания в восточных широтах наши подводные лодки. Кроме того, это вообще было время массовых рекордов, устанавливаемых на полях, заводах, в небе, на воде. Естественно, подводники не хотели оставаться в стороне.

Зима выдалась тогда на редкость суровой: штормы, туманы, холод, видимость почти нулевая. Все время обмерзали корпус и антенны, механизмы лодки работали на предельных режимах, людей изматывала постоянная качка, «голодный» воздушный паек, физическое перенапряжение.

Подлинное мужество и мастерство в этом походе проявили матросы – комсомольцы В. Манышкин, П. Петров, Н. Смирнов, А. Панкратов и многие другие. С благодарностью и уважением произносят нынешние моряки-тихоокеанцы их имена, имена всех тех, кто, рискуя жизнью, прокладывал дороги в неведомое, в завтрашний день флота. За героизм, проявленный подводниками во время похода, все члены экипажа были награждены орденами.

– Меньше чем через три года после хасанских событий наша страна оказалась перед лицом нового труднейшего испытания, вступив в бой с фашистскими захватчиками. Какое участие принимал в Великой Отечественной войне Тихоокеанский флот. базировавшийся далеко от мест, где разворачивались решающие сражения?

– Ход войны сложился таким образом, что весь удар гитлеровские полчища и военно-морские силы вермахта нанесли по западным границам нашей страны, на Балтике, на Баренцевом и Черном морях. Дальневосточный театр долгое время оставался "относительно спокойным. Но агрессивная политика военного партнера фашистской Германии – Японии, располагавшей очень крупными военно-морскими силами и сосредоточившей возле наших сухопутных границ на Дальнем Востоке более чем миллионную армию, вынуждала Советское правительство держать в постоянной боевой готовности корабли Тихоокеанского флота и значительные сухопутные силы.

В то же время флот был одним из мощнейших стратегических резервов, откуда на самые горячие участки войны направлялись хорошо подготовленные, полностью укомплектованные соединения, части и корабли. Только на сухопутные фронты с Тихого океана ушли 143 тысячи моряков.

В 1942 году, совершив труднейший переход Северным морским путем из Владивостока в Полярное, в борьбу с врагами на Севере и на Балтике вступили лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный», отряд подводных лодок и другие корабли Тихоокеанского флота.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены