Кроме того, демобилизованные моряки – это готовые специалисты многих ведущих отраслей хозяйства. Ведь руки, управлявшие корабельными двигателями, ремонтировавшие радиоаппаратуру, с таким же успехом могут собирать узлы комбайнов и сложнейшие приборы мирного назначения. И еще. У флотского комсомола есть добрая традиция – направлять демобилизованных моряков на главные стройки страны, туда, где решаются первостепенные задачи нашей экономики. Так что армия, флот – это еще надежный и мощный резерв высококвалифицированных рабочих кадров. Мне трудно на память назвать сейчас конкретные имена, их много; очень часто в газетах, по радио и телевидению рассказывается о трудовых достижениях бывших военных моряков. В свое время эти же имена назывались среди победителей флотского социалистического соревнования. Сняв военную форму и вернувшись к мирной работе, эти ребята не уронили марки тихоокеанцев.
Замечу, кстати, что многие из тех, кто служит на Дальнем Востоке, после демобилизации остаются здесь навсегда. Причин тому немало. Нельзя не влюбиться в этот прекрасный, щедрый, суровый край. Но он славен не только удивительной природой, с необычайным размахом здесь идет строительство, буквально на глазах растут новые города, заводы, порты, сквозь тысячелетнюю тайгу пробиваются дороги. А там, где происходит потрясающее по масштабам обновление, всегда есть надобность в сильных и умелых руках, в горячих сердцах, неукротимой человеческой фантазии. И вот, глядя на гигантское преображение Дальнего Востока, я думаю, что, лишь беззаветно любя свою землю и дорожа ею, можно так щедро отдавать ей свой талант, энергию, горение, как отдают их тысячи молодых строителей, среди которых немало воспитанников флота.
– Владимир Петрович, Ленинский комсомол шефствует над Краснознаменным Тихоокеанским флотом с первых месяцев создания Советских Морских Сил на Дальнем Востоке. Расскажите, в чем выражается это шефство сегодня, какова роль комсомола в повышении боеспособности флота?
– Содружеству флота и комсомола уже более полувека. Качественно изменились, наполнились новым содержанием формы шефства. Но неизменными остались глубокое заинтересованное участие комсомола в жизни флота, понимание его задач. Впрочем, иначе не может быть: у ВЛКСМ и у наших Вооруженных Сил общая главная задача – воспитывать патриотов своей Родины, закаленных, мужественных бойцов, готовых на подвиг трудовой и военный. Стало быть, и решать эту задачу надо сообща.
На Тихий океан приходит немало ребят, направляемых краевыми и областными комсомольскими организациями, в том числе Приморской, Камчатской, Хабаровской, Бурятской, Томской, Тюменской, Магаданской, Читинской, Амурской, Иркутской, Новосибирской, Сахалинской. Почти вся молодежь до службы проходит подготовку в военно-морских кружках и секциях ДОСААФ, знакома с флотскими порядками. Большинство посланцев комсомолии в первый же год становятся отличниками боевой и политической подготовки, классными специалистами. Издавна ведется и персональное шефство организаций ВЛКСМ над кораблями, носящими почетные комсомольские наименования «Томский комсомолец», «50 лет шефства ВЛКСМ», «Дальневосточный комсомолец», и другими. Я знаю, с кадим нетерпением ждут на кораблях представителей шефских краев и областей, какие страсти разгораются в экипажах, борющихся за право хранить на своих кораблях переходящие знамена шефских комсомольских организаций.
Особенно прочные связи у флота с комсомолом Приморья. Ежегодно, по сложившейся традиции, представители приморской комсомолии и флота идут на боевых кораблях по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. В таких походах юноши не только пробуют морской романтики, но и воспитываются нравственно, закаляются физически. Приморский краевой комитет ВЛКСМ ежегодно вручает пять переходящих знамен лучшим кораблям и частям флота. Учредил переходящее знамя и Военный Совет КТОФ, которым награждается районная или городская организация, добившаяся наилучших результатов в военно-шефской работе.
Не могу не вспомнить добрым словом наш флотский комсомол. Комитеты ВЛКСМ кораблей и частей – это надежные помощники командования, партийных организаций в деле воспитания личного состава, повышения боеспособности флота. На счету у комсомольцев много прекрасных, жизненно необходимых починов, которыми тихоокеанцы вправе гордиться.
– Владимир Петрович, в чем сегодня воплощается верность боевым традициям и боевой славе флота?
– Говоря коротко, в точном, без укоризненном выполнении задач, которые ставят перед тихоокеанцами на ша партия и правительство, выражающие интересы всего советского народа.
Понятие же верности боевым традициям в чем-то схоже с понятием верности традициям трудовым. Молодой производственник, заменивший у станка своего отца, видит выражение этой верности в том, чтобы работать не хуже, чем отец. Военный моряк – в том, чтобы мастерски владеть своей корабельной специальностью и быть готовым в любую минуту выполнить свой долг с такой же решительностью и отвагой, как и военное поколение советских моряков.
С каждым годом увеличивается число классных специалистов, мастеров военного дела, все больше кораблей и частей удостаиваются звания отличных.
Верность боевым традициям неотъемлема и от верности делу интернационализма.
В 1974 году тихоокеанцы приняли участие в разминировании Суэцкого залива. Более 6 тысяч часов советские корабли провели на минных полях Суэца, пройдя по нему с тралами свыше 17 тысяч Миль. В обстановке, ничем не отличающейся от боевой, наши моряки множество раз демонстрировали подлинный героизм, высокую дисциплинированность, отличное знание своих обязанностей. Ни один не проявил нерешительности, более того, экипажи, образно говоря, рвались в бой, стремясь выполнить задание командования как можно быстрее и лучше. А ведь это была очень небезопасная работа, при которой просто невозможно предусмотреть все неожиданности.
Как-то во время очередного траления у самого борта одного из тральщиков взорвалась мина. Корабль, получив тринадцать подводных пробоин, оказался в критическом положении: в трюм мощными потоками хлестала вода, из пробитой цистерны поступало топливо. Вахту в машинном отделении нес комсомолец Юрий Миронов. Мгновенно оценив ситуацию, он нырнул под слой соляра и начал заделывать одну из пробоин. А потом еще несколько раз, рискуя захлебнуться, нырял в густой, вязкий соляр и вслепую заделывал пробоины. Благодаря самоотверженности Миронова и его товарищей корабль остался на плаву, экипаж справился с повреждениями и привел тральщик на базу. Там комсомольцы своими силами отремонтировали корабль и вернули его в боевой строй. Многие тихоокеанцы совершили в те месяцы немало мужественных поступков.
Время от времени мне приходится слышать рассуждения молодых людей о том, что, мол, они бы и рады были проявить себя, да негде, бедна-де наша жизнь ситуациями, в которых можно пойти на подвиг. Уверяю, это не так! Возьмите поступок Миронова, действия его товарищей в Суэце, возьмите жизнь тысяч молодых людей, по зову партии и комсомола без колебаний пошедших покорять тайгу, строить города за Полярным кругом, прокладывать трассы через болота и хребты. Не подвиг ли это?! Я знаю немало примеров, когда люди, причем очень молодые, здесь, на Дальнем Востоке, совершали чудеса героизма, так сказать, в современных условиях. И вот что я думаю. Если человек занят настоящим делом, нашел себя в нем, живет им лишь одним, он никогда не посетует на отсутствие сложных ситуаций.
...Однажды один из давних товарищей спросил меня, удовлетворен ли я своей работой. Сам он занимался физикой и считал, что ничего важнее его науки в мире нет. Я сказал, что, возможно. и избрал бы что-нибудь другое, например, археологию пли историю, если смог бы сам себя убедить в том, что моя нынешняя работа не нужна. Пока я себя в этом, увы, убедить не могу.
– А как ты считаешь? – спросил я приятеля.
Он улыбнулся:
– Я бы себя чувствовал гораздо спокойнее, если бы ты оставался тем, кто ты есть сейчас...
Да, пока тысячи людей вынуждены оставаться военными, потому что так нужно твоей стране, твоему народу. Это и есть высшее счастье – быть там, куда послала тебя страна, партия, комсомол, и честно, самоотверженно выполнять свою работу – защищать Родину или сеять хлеб, добывать рыбу или прокладывать газопроводы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ