Областной центр научно-технического творчества: опыт и проблемы
С работой Запорожского Центра научно-технического творчества молодежи нам довелось познакомиться в Москве, на выставке НТТМ-80. Обращало на себя внимание: не Станция, не Дом, а Центр. Сразу возникал естественный вопрос: в согласии ли здесь форма с содержанием?
Все говорило в пользу того, что так оно и есть. Занимаются в Центре не только младшие школьники, но и много старшеклассников, учащихся ПТУ. Есть студенты, рабочие, инженеры, даже аспиранты.
Кроме традиционных кружков, имеющихся во всех станциях юных техников, здесь более двух десятков лабораторий. Причем по профилям самых современных направлений науки и техники, в том числе бионики, биофизики, вычислительной техники, промышленной электроники;
Специальным решением горкома партии за лабораториями закреплены шефствующие предприятия, соответствующие их профилю работы. Цель – оказание Центру материальной и методической помощи. Все дела Центра управляются советом по развитию и координации научно-технического творчества молодежи, возглавляемым секретарем областного комитета комсомола. В составе совета – представители советских, профсоюзных и комсомольских организаций, областных советов НТО и ВОИР, органов просвещения, руководители предприятий, ветераны труда, заслуженные рационализаторы и изобретатели, ученые. Совет утверждает и договоры, заключаемые Центром с предприятиями и организациями области, залог законности этих хоздоговоров – наличие своего счета в банке.
В общем, можно было видеть, что эксперимент (а именно так и было провозглашено рождение первого в стране центра НТТМ) по всем статьям претендует на явление союзного значения, налицо новые формы и методы вовлечения молодежи в научно-техническое творчество. Замах сделан серьезный.
Годом позже, когда руководители Центра Александр Мягков и Вячеслав Костычев находились в командировке в Москве, мы разыскали их и пригласили встретиться с коллективом редакции. Расспрашивали долго, въедливо.
Вторая наша встреча с Александром и Вячеславом состоялась в Запорожье. Теперь самое время обернуться на полтора десятка лет назад.
История создания в Запорожье Центра НТТМ прежде всего связана с именем Костычева, ранее работавшего директором станции юных техников, а теперь главным инженером Центра. Забегая вперед, признаюсь, что такое именование его должности представляется мне чрезмерно респектабельным, однако будем считать это авансом Вячеславу, а заодно и Центру. Лично автор в Костычева верит.
Слава пришел на станцию юных техников поздновато, четырнадцати лет, но способностями и усердием все быстро наверстал. Уже в девятом классе он стал фактически руководителем кружка картинга. Первые карты в Запорожье – дело его рук. И создавал и сам на них в соревнованиях участвовал. Но десять лет назад вы ступать перестал, не мог, как сам считал, более позволять себе тратить на это время. Поступил он тогда на автомобильный факультет Запорожского машиностроительного института, причем сразу же возглавил секцию картинга и общественное конструкторское бюро. Чертежи карта с рабочим объемом двигателя 50 кубических сантиметров – тема диплома Костычева – были дважды опубликованы.
Разумеется, Костычеву перед окончанием учебы предложили остаться на кафедре «Автомобили» со всеми ясными последствиями и перспективами. Он поначалу остался, но очень скоро ушел, – ему нужны были живой металл, ревущие моторы, он должен был творить их сам.
Была тогда, пора зарождения нового вида спортивных автомобилей – вседорожных, кроссовых, причудливых форм и способностей. Начинались багги. Вячеслав создавал не только первые багги в Запорожье, но одни из первых в стране.
Со свободным временем, как всегда, было плохо, но с родной своей станцией юных техников связи не порывал, приходил туда почти ежедневно, был в курсе всех дел ее и бед. Конечно, думал, спасибо ей за ум, за знания и навыки, за любовь к труду, но время идет, а ничего здесь не меняется. Слабая материально-техническая база – порождение прежде всего организационного несовершенства. Недостаточная квалификация сотрудников. отсутствие связи с производством произрастают оттуда же. В результате низкий, а чаще всего примитивный уровень выполняемых работ. В кружках в основном младшие школьники, которые, подрастая и мало что приобретая, находят себе другие занятия и интересы, да притом не всегда, как говорится, здоровые.
И если думать о системе научно-технического творчества – а именно этими категориями все более мыслил Вячеслав, – то замыкать ее в возрастных рамках школьников означало вырывать почву из-под ног у людей, по существу, вступающих в самое начало творческой поры.
В 1977 году Костычев был назначен директором станции юных техников, и мысль о создании Центра научно-технического творчества молодежи уже просто не оставляла его. Более чем когда-либо он понимал теперь, что нужно объединить усилия органов народного образования, профтехобразования, ДОСААФ, комсомола, всех тех, кто так или иначе связан с НТТМ. Объединить и упразднить таким образом межведомственную разобщенность, что приводит к трудностям в координации работы, нарушает преемственность, распыляет средства и силы организаторов НТТМ. Привлекать к работе старшеклассников и рабочую молодежь не позволяла и слабая материальная обеспеченность СЮТ; а ведь именно эти люди требуют к себе особого внимания.
Но и это не все. Инициаторы создания нового объединения НТТМ смотрели на свое детище шире – Центр должен быть экспериментальным. Свою задачу они видели в том, чтобы отрабатывать в Запорожье схемы и принципы работы других центров, будущих. Разработать новые программы, пересмотреть организацию учебного процесса, определить оптимальную численность людей в группах в зависимости от возраста и других критериев. В общем, эксперимент! Кто «за»?
«3а» – оказались Запорожский обком ЛКСМУ, президиум областного совета профсоюзов, исполком областного Совета народных депутатов. Они постановили: создать на базе областной станции юных техников Центр научно-технического творчества молодежи на общественных началах. Но если бы все дело было лишь в постановлении!
Итак, для начала нужно расширить контингент занимающихся, повысить возрастной ценз. Пусть Центр посещают студенты вузов и техникумов, рабочие, молодые специалисты. Принимай, облоно, пополнение!
Но областной отдел народного образования вполне резонно заявляет: «Простите, но у нас свои проблемы, у нас дети».
Нет, война зарождающегося Центра с облоно не началась. Облоно не враг, а всего лишь административно-функциональная единица со своим четко очерченным кругом обязанностей и возможностей. И внутри этого круга заведующий отделом Г. И. Косяк проявил к Центру достаточно внимания и чуткости, хотя с этой моей оценкой деятельности Григория Ивановича Вячеслав Костычев категорически не согласился.
– Как молено возражать против вовлечения в НТТМ старшей молодежи даже с узковедомственных интересов Косяка? – удивлялся он. – Мы же вводим тем самым институт наставничества, который по всей стране доказал свое право на жизнь. А здесь наставник не ветеран, а просто более опытный и знающий старший товарищ. Близкий своему подопечному по возрасту. Товарищ! Это предполагает еще большее доверие, общность интересов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ