Наверное, не существует в искусстве темы более возвышенной и благородной, чем неисчерпаемая тема великой ленинской жизни, образа более неповторимого и глубокого, чем бесконечный в своем богатстве и значительности образ Владимира Ильича Ленина. Народный художник СССР Николай Николаевич Жуков посвятил ленинской теме более тридцати лет своей творческой жизни. Приступив к работе над образом В. И. Ленина еще в годы войны, художник всегда стремился выразить свое видение Ленина, проявить свой почерк в создании этого образа. И это ему великолепно удалось... Его Ленин лишен какой-либо плакатной условности и монументальной статичности. В изображении Жукова Ленин всегда красив. Именно в этом, убеждает нас художник, заключена правда образа вождя. Ибо он был действительно красив – красив не просто внешней красотой, а красотой величайшего интеллекта и несгибаемой воли революционера.
Присущие Ленину революционная страстность и умение видеть далеко вперед, собранность, сочетание требовательности, непримиримости к врагам и одновременно человеческого внимания, чуткости к товарищам, родным, близким, детям, величайшая скромность – все эти ленинские черты нашли свое воплощение в произведениях Жукова.
Колоссальный фактический материал – мемуарный, историко-публицистический – пришлось собрать художнику, ведь надо было каждую деталь быта, эпохи сделать доподлинно верной, и при этом обилием подробностей не заслонить главного – человеческой, духовной силы вождя мирового пролетариата. Такая задача требовала, конечно, огромного напряжения, увлеченности, и не на день, не на месяц – на долгие годы.
Задумав выполнить серию рисунков, посвященных детским и юношеским годам Володи Ульянова, художник поехал на его родину – в Симбирск, ныне Ульяновск. Будучи там, он делал зарисовки, стараясь по возможности воспроизвести город таким, каким он был в годы детства Володи Ульянова, знакомился с документами, рисовал с натуры. Прикасаясь памятью к прошлому, Н. Н. Жуков вынашивал замыслы и сюжеты своих будущих произведений. Так родился рисунок, на котором юный Володя изображен в русской рубашке, с расстегнутым воротом. Он стоит, опершись на ствол березы, в руке у него книга. Задумчивый взор обращен вдаль, и мы зримо видим: мысли его устремлены к будущему, чертят первые планы революционной перестройки мира.
Вот Володя Ульянов – молодой человек с резко очерченными в уголках рта складками, с живыми и твердыми глазами. Крылатый размах бровей, высокий сократовский лоб...
Владимир Ульянов – симбирский гимназист.
Казанский студент.
Самарский адвокат.
Петербургский социал-демократ...
Размытая дождями дорога, взбирающаяся все круче вверх, рубленые низкие дома, церквушки – старая дореволюционная Россия, такой мы видим ее на картине «Прощание с-Симбирском». На берегу Волги стоит юный Володя Ульянов. Глаза ребячьи, с искоркой, но взгляд уже не детский, сосредоточенный. Под влиянием обрушившихся на семью несчастий (смерть отца, казнь брата) гимназист Ульянов ощутит в себе на пороге своего семнадцатилетия стихийный, пока еще только эмоциональный протест против жестокого и несправедливого общественного строя. Последний взгляд на дорогие сердцу места – Володя сбережет, донесет их в себе до берегов Невы. Той холодной, одетой в гранитный камень Невы, где в октябре семнадцатого года будет решена судьба государства.
А вот рисунок «О судьбе Александра». В нем много общего с предыдущей картиной: та же накинутая на плечи шинель, та же раздумчивость. Но как посерьезнел, углубился взгляд. Тверже стала линия подбородка, у висков легли тени ранних раздумий. Трагическая судьба брата Александра вобрана в сердце, пережита, она сделает Володю Ульянова взрослым, испытает его характер. Теперь нужно найти выход, ответ на мучившие вопросы: не для себя одного – для всех своих сверстников, для целого поколения. «Нет, – скажет он тогда, – мы пойдем иным путем»...
Этот молодой человек органически не выносит никаких иллюзий. Он умеет смотреть в глаза правде твердо и прямо. Он марксист. Твердый, убежденный, последовательный. Он открыл в марксизме для себя ту энергию, которая закончила формирование его личности, начатое казнью брата. Жизненный путь его отныне определен точно и бескомпромиссно. Готовность к борьбе. Революция.
А как выразительно прекрасны жуковские рисунки, посвященные детским годам Володи Ульянова! Рисовать детей очень непросто. Удавалось это только настоящим мастерам. Но еще важнее для человека, рисующего ребенка, быть одновременно и художником, и психологом, и педагогом. И, конечно, надо по-настоящему любить детей, уметь входить в их особый мир, который они далеко не каждому приоткрывают. Николай Николаевич Жуков, создав целую серию рисунков «Юный Володя», доказал, что он блестящий мастер, который владеет бесценным даром – незаметно войти в душу ребенка, словно волшебным ключиком открыть в нее дверь и так уловить и передать в своих рисунках характер, движение, переживания ребенка, что мы, зрители, начинаем открывать для себя что-то новое, то, что было до того непонятным, а сейчас засверкало каким-то особым богатством и особой прелестью.
И чем дольше всматриваешься в эти рисунки, каждый из которых предстает своеобразной новеллой, тем зримее осознаешь осмысленные художником тончайшие нюансы психологического состояния, духовной, внутренней жизни Владимира Ильича. Так, благодаря многообразию рисунков, сделанных, кажется, с невероятной легкостью, складывается целостный образ великого человека.
За свою более чем тридцатилетнюю работу над художественной Ленинианой Н. Н. Жуков создал более двух тысяч произведений. «Напряжение радости» – именно так назвал он сам свою работу над образом вождя. В этих словах, пожалуй, точнее всего раскрывается суть его творческих поисков.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман
Областной центр научно-технического творчества: опыт и проблемы