На одном представительном совещании, посвященном проблемам качества, некий уважаемый ученый рассказывал о причинах возникновения у строителей аварий. Показывал, что может произойти, если качество – проектов, работы, отношений – низкое.
Из зала кто-то невинно спросил профессора-аварийщика:
– Как вы считаете, а что такое качество?
Профессор энергично бросил в зал:
— Надежность.
— Значит, чтобы достичь качества, надо повсеместно ввести перерасходы?
Завязался торопливый спор, который скорее похож был на спор мальчишек о том, кто «красивее забил гол».
– А на этот вопрос, – сказал мне один знакомый инженер, – вам никто и не ответит. Качество – категория философская.
Я бросился на поиски: кто-то все-таки должен знать!
Один говорил: качество – это соответствие ГОСТам и СНИПам; второй приводил пример, когда строители и монтажники с оценкой «отлично!» сдали объект, а он и по сей день не может выйти на стабильную технологию. А ведь в промышленном строительстве едва ли не каждый узел сдается по актам. Тут вам и надежность, и соответствие требованиям, документам.
После всего этого мне стало как-то не по себе. Возникал естественный вопрос, а как же строить, если мы не знаем главного, если...
— Но ведь мы строим, – резонно заметил мне мой давний знакомый, заведующий отделом качества УкрПКТИ монтажспецстроя Ю.Литвинов, – и строим неплохо. Больше того, уровень качества каждый год у нас растет. В 1980 году, скажем, организации Минмонтажспецстроя УССР сдали с оценкой «хорошо» и «отлично» 99,6 процента объектов.
— Ну, а качество, – с надеждой спросил я, – как его все-таки сформулировать, что оно такое?
— Да, – откровенно огорчился Литвинов. – Тут тебе вряд ли кто-то исчерпывающе ответит. Вот как, к примеру, расшифровали оценку «отлично» в одной инструкции: «Работы, выполненные согласно СНИПам и при высоком мастерстве». А что такое это самое «высокое мастерство»? Абстракция. И все же, – оживился Литвинов, – что такое качество, можно сказать. Только для этого надо хорошо познакомиться с системой управления качеством, которую мы уже несколько лет внедряем в министерстве.
— Она действительно дает плоды?
— Пока, – признался заведующий отделом, – идет организационная работа. Но КСУК обязательно заработает.
Этот наш разговор состоялся несколько лет назад. Тогда же мы договорились: как только система «подаст признаки жизни», Литвинов мне сообщит.
И вот недавно телефон зазвонил.
Когда я приехал, Литвинов показал мне отчет, озаглавленный так: «Собственный брак».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
считает лауреат сочинского конкурса «Красная гвоздика» Тамара Гвердцители