считает лауреат сочинского конкурса «Красная гвоздика» Тамара Гвердцители
Счастливый 1981 год!.. В июне на V Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской песни она была удостоена второй премии. А в сентябре на международном молодежном фестивале песни «Красная гвоздика» в Сочи стала первой. Солистка эстрадно-симфонического оркестра Грузинского радио и телевидения девятнадцатилетняя Тамара Гвердцители – теперь, хотя и молодое, но вполне самостоятельное имя на всесоюзной эстраде. Скромность, строгость, какая-то наивная утонченность – обаятельные черты ее внешнего облика. Когда же слушаешь записи Тамары и не видишь ее, кажется, что поет зрелая, сложившаяся певица. Уверенность, сила, профессиональная выверенность – все это отчетливо чувствуется в ее голосе. ...Пела она всегда – как ей кажется, с самого рождения. В шесть лет поступила в музыкальную школу. В одиннадцать пришла в знаменитый детский ансамбль «Мзиури», долгое время была там солисткой.
Через «Мзиури» за время его существования прошло немало детей – и талантливых и не очень. Кончались в школьные годы, и они расставались с ансамблем, выбирали себе разные жизненные пути, часто непосредственно не связанные с музыкой. Но музыка оставалась с ними...
Работа в «Мзиури» под руководством Гурама Джаиани стала для Тамары школой профессионального мастерства. Она выбирает музыкальную линию жизни – поступает в Тбилисскую государственную консерваторию по классу фортепьяно. Именно фортепьяно, а не вокала. Но петь Тамара не перестала: было с тех пор много нелегкой, подчас неблагодарной работы с оркестром радио и телевидения – записи, записи, записи. Эту студийную «кухню», по мнению Тамары, должен знать в совершенстве каждый современный музыкант.
Пианистка. Певица. И...
– Да, я немного сочиняю сама. Не только песни. Мечтаю, конечно, о профессиональной композиторской работе, – говорит Тамара. – Но, знаете, это сложно: к композиторскому творчеству женщин у нас традиционно относятся не очень серьезно...
И еще одно ее увлечение – народная музыка, народные песни.
— Так уж исторически сложилось, что народные песни у нас поют главным образом мужчины. Но для себя, дома, я всегда пою вместе с мужчинами, и это доставляет мне огромное удовольствие!
— Композиторская работа – это, возможно, дело будущего. Сейчас вы в первую очередь исполнительница современных эстрадных песен. «Хорошая песня» – что это такое в вашем понимании?
Прежде всего – хорошая музыка, красивая мелодия – ее душа. Мелодия – именно она наиболее сильно эмоционально действует на слушателя. Я не хочу, разумеется, сказать, что песне может петься о чем угодно – текст должен быть осмысленным, должен волновать. И, конечно, «хорошая песня» – это и хорошо исполненная песня.
— А плохая?
— Надуманная, неорганичная, неискренняя.
— Почему же иногда случается, что хорошая, мелодичная песня проходит незамеченной, а откровенно пустые слова и мотивчик как-то сразу принимаются слушателями?
— К сожалению, люди часто еще ждут от эстрады облегченных песенок, развлечения, не больше. «Серьезные» песни на эстраде кажутся им чужеродным явлением...
— Молодой исполнитель, который хочет, чтобы его слушали и запомнили, – должен ли он все-таки ориентироваться на вкусы аудитории?
— Да, наверное, должен. Вначале ему особенно необходим прочный контакт со слушателем. Перед ним стоит задача как-то утвердиться на большой эстраде. Но потом, когда это позади, певец уже имеет право петь именно то и именно так, как сам считает нужным, и таким образом воспитывать своего, верного ему слушателя.
— Если говорить в целом, не кажется ли вам, что вкус аудитории в последнее время несколько возрос?
— Безусловно. Потому, что появилось много новой хорошей музыки, много новых имен на профессиональной эстраде, а у слушателей – возможность выбора. Кроме того, сама музыка усложняется – звучание, аранжировки, появляются новые инструменты и с ними – новые краски. Наиболее интересная для меня лично особенность последнего времени – оживление симфо-джазовой музыки, «больших оркестров». Мне кажется, время «бедных» по музыкальному оформлению ВИА проходит...
— У вас, Тамара, такое удачное начало.
— Приятно, конечно, но вот что я для себя открыла: и с удачи трудно начинать. С тебя больше спрос, на тебе большая ответственность. И нет права на неуспех.
Тамара говорит быстро, но главное для нее – быть максимально верно понятой. Кажется, ей вообще свойственно серьезное отношение к творчеству и к жизни. Выражается это, к примеру, и в ее интересе к общественной работе: студентка консерватории Тамара Гвердцители – член бюро одного из райкомов комсомола Тбилиси. И это при всех прочих нагрузках – учеба, гастроли, записи...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Детский дом – теплый дом