В стандарты «оценка качества труда и работы» входит и такой показатель: что может бригада?
– Каким бы совершенным ни был проект, – считает Ярослав, – рабочий все равно должен подумать, как выполнить экономнее. Есть, правда, вынужденные рационализаторские предложения, когда рабочий ликвидирует безграмотность инженера. А есть такие предложения, которые что-то вносят и в технический прогресс.
Творчество в бригаде Обуха стало нормой. Потому, наверное, не всякое предложение оформляется как рационализация. Казалось, всем хорош ППР, по которому монтирует бригада ЭШ. Да это как посмотреть. Вот, к примеру, монтаж нижнего и верхнего поясов стрелы. Он по ППР предусмотрен с помощью стометрового троса. Инженеры так рассчитали: он должен быть на площадке, этот трос. А его нет – и баста. Останавливать монтаж? Бригадный совет садится за стол, решает сложную задачку. И обходятся без троса вообще, заменив его…двумя кранами. Это не только сэкономило дорогостоящий трос, но и улучшило технологию монтажа.
Перед своим начальством Обух редко ставит технические вопросы, больше организационные, бытовые, социальные. Конечно, ответственность большая ложится на плечи бригадира. Но иначе, считает Ярослав. Работать нельзя. Когда ж собирать машину, если начать бегать по начальству с пустяками.
...Бригадир заботится обо всех и других учит тому же. «Шагай» требуют не только кропотливой и сложной работы, но и специальных инструментов. Таких, каких не выпускает в нужном количестве наша промышленность. И бригада по крохам собирает: от ротора остались пневматические гайковерты, от «шагаев» – рейберы. Инструменталка у бригады – позавидуешь. Но, кроме нее, у бригадира есть специальный сейф, в котором он хранит особо ценные инструменты; ключ он носит всегда при себе.
Так бригадир учит бережливости, сознательному отношению к труду... Хороший у бригады получается стандарт, целиком и полностью он укладывается в рамки системы управления качеством.
Но не переставал меня волновать вопрос: а есть ли веревочка, связывающая КСУК с бригадой? То, о чем я рассказал, уже было у Обуха до внедрения системы. Да, КСУК помогает работе бригады, наводя вокруг нее порядок. Но непосредственно на организации работы бригады не сказывается.
Получается так. Обух построил свой коллектив сообразно своим профессиональным (очень высоким) возможностям и человеческим (как мы видели, довольно убедительным) принципам... Обух «подает» системе грамотные и своевременные сигналы, но ведь многие вопросы повисают в воздухе.
Тут вроде бы круг замыкался. Не хватало одного звена в системе.
– Стандарта, – уточнила И. П. Ленская. – Только-только мы начали разрабатывать такой стандарт для бригады, который и поможет решить многие из вопросов бригадной организации труда. Но и сейчас бригада уже многое дала системе управления качеством. Она помогла вскрыть глобальные проблемы, с которыми сегодня не считаться уже нельзя. Вот, к примеру, первый шагающий экскаватор коллектив Обуха монтировал по методу Злобина. Условия договора они выполнили, а премию от заказчиков ждут и по сей день. У бригады сейчас сложилась довольно сложная ситуация на монтаже «шестикубовика». И снова заказчик... С ним КСУК бороться не может, поскольку заказчик находится вне зоны влияния.
У нас нынче весь город охвачен системой управления качеством... В последнее время ее начали называть комплексной. Но такой, к сожалению, она, как вы видели, у нас пока не стала.
С генподрядными трестами «Львовпромстрой», «Львовжилстрой», «Львовсельстрой», «Дрогобычпромстрой» мы начали давно работать по системе. Но старые строительные болезни во многих случаях положили КСУК на обе лопатки. Мы не принимаем у генподрядчика объект с недоделками, он нас же наказывает материально. А как быть с такой проблемой? Есть у нас сантехническое управление, которое очень трудно работает и всегда в числе отстающих. Причины здесь не столько в плохой организации, сколько в еще существующих диспропорциях в нормировании и оценке труда. У сантехников много мелкой работы, которая плохо оплачивается. Разве в этом можно винить руководите лей управления?
А планирование качества? Здесь вообще «нога человека еще не ступала». А ведь КСУК предполагает и это, как предполагает и материальное стимулирование за высокое качество работ.
Итак, бригада Обуха «подает» грамотные сигналы, они фиксируются: резко проявляются крупные проблемы, мелкие решаются на месте. Связь есть, есть и какие-то положительные результаты. Но заслуга ли это системы, не вводим ли мы себя в заблуждение? Ведь как определяется это понятие в «Словаре русского языка»? Система – это «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей». Где же эта «взаимная связь частей», если даже в том же Львове, где процветает культ системы управления качеством, не все строители по ней работают, не говоря уже о заводах, проектировщиках...
Какую бы совершенную систему управления качеством ни создал у себя трест «Промхимсантехмонтаж», она будет малоэффективной именно по этой причине: кто-нибудь да подставит ножку, кто-нибудь да забудет о порядочности и ответственности.
Ведь, честно признаемся, еще немного у нас бригад класса бригады Обуха. И система управления их не воспитывает, а «берет» готовыми. Локальность, замкнутость КСУК грозит и еще одной большой неприятностью – искусственным созданием новых проблем.
Надо четко уяснить себе: наполовину сделанное дело – это все-таки полдела. А если отсутствует тенденция к совершенствованию, ликвидации узловых проблем, то это уже вредное дело, потому что равнодушие и косность, а также демагогия несут только вред. И в хорошем тресте «Промхимсантехмонтаж», где внедрением полезной системы занимаются упорно и настойчиво, я уже почувствовал нотки усталости: сколько же можно? Сколько можно говорить о комплексной системе управления качеством и не внедрять повсеместно ее? Сколько можно...
– Качество и проблемы – вещи несовместимые, – веско сказал Литвинов. – Показатель высокого качества – показатель уже решенных проблем. Отлаженной экономной работы. То, что есть во Львове, пока достижение отрасли. Многие проблемы там успешно решены, значит, и определенный уровень качества уже достигнут.
Что ж, тут нам нечего возразить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Свидетельствует пресса: «Грация», Италия