За чертой общих истин

Александр Рогинский| опубликовано в номере №1316, март 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Эта черточка его характера – «не могу ждать» – не всем нравится. Но для его работы она просто-таки необходима. Однажды, к примеру, заартачился шеф-монтажник – не разрешил менять «на горячую» подшипник на роторном экскаватор. Из принципа не разрешил – разругался с бригадиром. Обух все подготовил – резак, горн, – спрятал в бытовке, выждал момент, когда шефмонтажа не было на площадке, и провел молниеносную операцию. Потом шеф-монтажник руками размахивал, но дело было сделано.

С «шагаями», знаете, маеты много, а заказчик сонный какой-то. Вот и сейчас бригада монтирует «шестикубовик», а шпал нет, не на чем выставить опорное кольцо... Мы тут ничем помочь не можем, это дело заказчика, и Ярослав выходит на главного инженера объединения. Благо, тот живет с ним в одном доме.

– Ну что, хватит? – спросил Фразенко. – Мне кажется, достаточно, чтобы составить о Ярославе верное представление. Обух как раз тот бригадир, который «подаст» системе верный и своевременный сигнал, но и потребует тут же ответа.

4. Бригадир

Зной плотный, сухой: земля курится, дышать тяжело.

Ярослав ведет меня к экскаватору. Второй пятнадцатикубовик уже смонтирован, сейчас здесь заканчивают свои работы электрики.

«Шагай», как его ласково называют монтажники, – это небольшой завод по выемке грунта; это 1600 тонн металлических конструкций, оборудования. Здесь целое хозяйство: лебедки, двадцатитонный мостовой кран, гидросистема, километры проводов... Почти все сделано из металла. Это и понятно: чтобы быть устойчивым, экскаватор должен быть тяжелым, для этого добавляют сюда еще металлические шары – контргрузы.

Сами размеры и назначение экскаватора диктуют и класс точности работы. Он при сборке должен быть очень высоким. Достаточно сказать, что давление в гидросистеме достигает 240 атмосфер. А, к примеру, допуски торцевого биения – 0,03 миллиметра.

Сборка ЭШ-1590А (емкость ковша 15 кубометров) состоит из 34 основных операций. На каждую определены точный срок и уровень качества, за которыми строго следит представитель Урапмашзавода. или, как его еще называют, шеф-монтажник. Все узлы им проверяются.

Монтажники на сборке этого гиганта должны обладать многими специальностями. Для того, чтобы смонтировать зубчатый венец (на допуск 0,02 миллиметра), надо ставить на площадке сверлильный станок. А для того, чтобы провести клепальные работы, нужно уметь обращаться с горном.

Контроль за качеством строгий. Клепку, например, проверяют так: кладут рядом с клепкой шарик, бьют с противоположной стороны молотком. Если шарик запрыгал, значит, брак. На первом «шагае» прислали аса-клепальщика, уже немолодого рабочего. Так 40 из 50 клепок пошли в брак. А все потому, что спешил: привык на роторных к 20 секундам, а здесь в два раза дольше процесс клепки должен длиться... На второй «шагай» в бригаде клепал уже специально подготовленный молодой монтажник: отлично сработал.

Но конечно же, самым строгим судьей качества служит работа экскаватора в карьере. Монтажный брак сразу виден. Одним из главных критериев здесь является надежность. Вот когда зашагал первый ЭШ в карьер, то чуть не случилась беда. Экипаж на экскаватор посадили необученный, так рванули стрелу, что, казалось, никакая клепка и сварка не выдержат. Но выдержали.

А в карьере? «Шагаи» потому и ставят сейчас с роторным комплексом, что последние здесь, на руднике, часто выходят из строя. Грунт тяжелый: непросто добывать серную руду. Вот и ставят, как более надежный, шагающий экскаватор. Он должен все выдержать, а значит, должен быть собранным также со Знаком качества.

Задача определяет уровень организации взаимоотношений, квалификации.

– Есть просто летчики, – говорит Обух, – а есть летчики-испытатели. И у нас так: каждый день для нас испытание. Казалось бы, монтаж экскаваторов, поскольку они одной серии, должен быть одинаков, но это не так. И монтажная схема подчас другая и условия несхожи.

Высокое качество конечного «продукта» требует высокого качества на всем пути его изготовления. Следовательно, комсомольско-молодежная бригада Обуха должна быть чуточку лучше остальных, в ней должна быть особо строгая дисциплина, понимание поставленных задач; она должна быть высококлассной бригадой.

И это так. Не зря ведь именно этой бригаде поручался монтаж всех роторных и шагающих экскаваторов, работающих в карьере. Да и когда ремонтировать технику надо, частенько вызывают Обуха, хотя дело это не его, а эксплуатации.

Как же был достигнут этот уровень?.. Бригадир создал свои стандарты, которые, на удивление, точно совпали с теми, что имеет и КСУК. Ну вот, например, оценка качества труда и работы (совместим эти стандарты). Сюда входит и оценка отношений членов бригады, расстановка специалистов, соответствие разряда работы разряду рабочего.

Обух сводит в пары абсолютно разных людей. Если ты куришь, в напарники получаешь некурящего; если любишь пошутить, поработай-ка с малоразговорчивым, если ты меланхолик, вот тебе в товарищи весельчак... Полная несовместимость. Сознательное обострение взаимоотношений. Кажется, при таких жестких условиях, когда люди сталкиваются не только со сложной работой, но и со сложным микроклиматом, когда они еще должны преодолеть барьер психологической неприязни, невозможен работоспособный коллектив. Взрыв неминуем. Но...

– Не люблю унижаться до конфликта, – говорит Обух, – а то, что «сталкиваю» людей, лишь укрепляет коллектив. Давление в работе мы испытываем высокое, значит, и «стенки» наши должны быть крепкими. А я убедился: если работают разные по характеру люди, они обязательно начнут взаимодействовать, начнут в конце концов учиться друг у друга. Ведь одинаковые заряды отталкиваются...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о нашем гениальном ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, об одном   любопытном эпизоде из далеких времен, когда русский фрегат «Паллада»  под командованием Ивана Семеновича Унковского оказался у берегов Австралии, о  музе, соратнице, любящей жене поэта Андрея Вознесенского, отметившей в этом году столетний юбилей, остросюжетный роман Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Театра музыкальный профиль

С режиссером Большого театра народным артистом РСФСР, профессором ГИТИСа Георгием Ансимовым беседует театральный критик Валентина Рыжова

Еще раз о музыкальном мусоре...

Свидетельствует пресса: «Грация», Италия