– Магистраль соединять не будешь? – спросил меня машинист.
– Не-э, – откликнулся я, шагая по гребню насыпанного гравия, – ветку продолжали тянуть дальше, и мы каждую смену подавали сюда из карьера по две-три вертушки сыпкого материала.
– Дело хозяйское, – буркнул Павлик, ревнул гудком «овечки» и, пробуксовывая, тронул порожняк.
Тормозную воздушную магистраль полагается соединять и приключать к паровозу, даже если ты тянешь пяток вагонов, а тут их вон сколько. Нарушение. Но в спешке, в сутолоке работы военной поры мы уже привыкли ко всякого рода нарушениям. Я стоял на куче балласта, поджидая платформу с тормозной площадкой. Постукивая о новенькие, свежерыжеющие рельсы, платформа кособоко приближалась ко мне, чуть опав на ослабевшие передние рессоры, – флажок у меня за голенищем сапога, грудь нараспашку, сейчас впрыгну на платформу, сяду, ножки свешу, сверну цигарку, покурю всласть, отдыхая и блаженствуя до самой станции...
Глаз уцепил скобу с отвинченной гайкой – схватись – и загремишь под колеса. «Ах, сучки-осмотрщицы! Куда только глядят?» – отмечая чужое нарушение, ругнулся я и приподнял ногу, чтоб вскочить на другую подножку, ползущую на уровне с горкой балласта. «Стоять на осыпях, на песке, балласте, куче извести, асбеста, тем более прыгать с них категорически запрещается!» – вспомню я минутой позже наставления по технике безопасности. Пока я стоял, опора хоть и ненадежная, а все же на две ноги была, но поднял одну ногу, и вторая сильнее давнула гравий, он стронулся, потек, камешки защелкали о рельсы и шпалы – я вскрикнуть не успел, как забарахтался в потоке гравия, гребя его под себя руками, но меня сносило на рельсы, под платформу, колесо которой неумолимо надвигалось. Вдруг стиснулись, заскрипели вагоны, из-под колеса платформы порхнул дымок, но колесо, хоть и с визгом, дымясь, искря, продолжало катиться. Я уже не барахтался, а, подобрав под себя ноги, парализованно наблюдал, как оно приближалось, давило в порошок камешки на рельсе, успел еще зацепить взглядом тормозные колодки: они болтались безработно – тормозная воздушная магистраль разъединена!
Прошло много, очень много времени. Вечность пронеслась надо мной! Платформа дрогнула, звякнула железным скелетом, с ее щелястого пола сыпанулась пыль, произошло какое-то непосильное напряжение – и колесо ладонях в двух от моих колен замерло, перестало крутиться.
Мне говорили потом, что я не сразу выскочил из-под платформы, решили – зарезало. Первый, кого я увидел, был Павлик. Он молча бежал от паровоза с чайником в руке. Подскочив, он сперва сунул мне рожок чайника в рот, но я не мог сделать ни единого глотка. Тогда ото всей-то душеньки Павлик отвесил мне пинка под зад и снова сунул горелый носок чайника в рот. Я поперхнулся водой, протолкнул в себя первый глоток и жадно, звучно, как конь, начал пить, затем отлип от чайника и загоготал, глядя на собравшихся путейцев, на Павлика, на Кузьму.
– Эй, ты! Чё хохочешь-то?
– Видать, того он...
Павлик подпрыгнул, заматерился, принялся хлестать меня со щеки на щеку:
– Сосунок! Сосунок! Жись-то одна! Жись-то одна!..
Не раз и не два отсечет потом рукавицы на моих руках при сцепке «на ухо» – это когда форкоп, винтовую сцепку, набрасываешь на специально для того сделанное на автосцепке приспособление, формой и в самом деле напоминающее свиное ухо. На той же самой заводской ветке, поскользнувшись, попаду я снова под вагоны и, вытянувшись в струнку меж рельсов, пропущу над собой несколько платформ, а покажется мне, что простучит надо мной бесконечно длинный поезд, однако сильнее того страху, того остолбенения, которые пережил я под кособокой платформой, не испытывал вплоть до фронта.
Работая в ночную смену, я послал Кузьму на хвостовую платформу вертушки и велел глядеть в оба – ветка в карьере не ограждена, связана на живульку, ее все время передвигают к экскаватору, и когда спускаешь вертушку в карьер, – испереживаешься.
Надвигалось утро, на экскаваторе погасили свет и спали. Мы его в потемках миновали. Чувствуя что-то недоброе, я помахал фонарем сбоку: «Тише, тише». Машинист давнул тормоз, пшикнула, напряглась воздушная магистраль, скрипнули, заискрили колодки, прижимаясь к бандажу колес. Я собрался попросить паровоз гуднуть экскаватору, чтобы нам тоже свистком откликнулись из темноты, но в это время впереди послышался удар, вертушка грохнула, сыпанулся и защелкал о рельсы не добранный при разгрузке балласт. Меня толкнуло так, что не схватись за поручни, – а ехал я в середине вертушки, на тормозной платформе, – то и свалился бы. Я прыгнул в темноту, угодил в горку балласта, упал на колени, разбил стекло фонаря. От паровоза бежали. Выхватив фонарь у помощника машиниста, я крикнул, чтоб завернули на платформах ручные тормоза, и помчался в хвост вертушки, с ужасом представляя, как увижу под колесами растерзанное тело сцепщика – уснул, сбросило, измяло, порезало на куски...
Без фуражки, с разбитым вдребезги фонарем, заплетаясь в длинном спец-одежном плаще, Кузьма спешил на огонек моего фонаря, ударился в меня, остановился, что-то шлёпая губами, и я, обрадованный тем, что он жив, не сразу разобрал: «Ой, чё будет? Ой, чё будет?!»
– Десять лет штрафной, – пробубнил подошедший дежурный экскаваторщик.
Мы свалили две платформы с «подвижного» тупика: одна лежала на боку, другая сошла с рельсов и парой колес врезалась в гравий, а другой парой, как бы на последнем издыхании, удерживалась на пути. Мы все осмотрели и начали ругаться. Моя бригада материла бригаду экскаваторщика за то, что на машине не светилась сигнальная лампочка. Экскаваторщики крыли нас за незаделанный тупик, затем все вместе мы крыли Кузьму. Он все так же, без фуражки, косматый, мятый, дрожмя дрожал и не защищался. Кто-то нашел фуражку, сунул ее козырем на лицо Кузьмы.
Паровозным домкратом, ломами мы подняли и вкатили на рельсы одну платформу, пододвинули экскаватор, опрокинули на колеса и вторую, подсоединили ее к вертушке. Экскаватор густо задымил, зарычал, забренчал – пытаясь спасти нас, экскаваторщики спешно бросали на платформы вертушки по ковшу-другому балласта – авось, не заметят. Но вот совсем рассвело, и мы поняли: аварию не «замазать» – у одной платформы лопнула рессора, погнуло тормозные рычаги, оборвались воздушные связи, да и вторая платформа изуродована, побита.
На планерке я доложил о случившемся и заявил, что всю вину беру на себя: был на хвосте, не досмотрел.
– А сцепщик где был?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С директором Государственного Исторического музея Константином Григорьевичем ЛЕВЫКИНЫМ беседует специальный корреспондент «Смены» Валерий ЕВСЕЕВ
Лауреаты премии Ленинского комсомола