...С молодежью надо работать и работать постоянно, учитывая ее особенности, новые условия, в которых она живет. Давайте поставим вопрос так: каждый ветеран партии, каждый ветеран труда должен быть наставником молодежи.
Из выступления Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. АНДРОПОВА на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии
Удивительно, сколько лиц, событий вмещает одна человеческая жизнь. Потому-то, наверно, так волнует и обогащает встреча с человеком, в чьей судьбе отражается целая эпоха. Слушаешь его и мысленно вступаешь в круг интереснейших людей, приобщаешься к неиссякаемым духовным истокам. Ближе, понятнее делается то, о чем до сих пор знал лишь по учебнику истории.
Но только ли о прошлом думаешь при этом?
...Недавно я познакомился с Марией Николаевной Ангарской. Дочь известного революционера, одного из соратников В. И. Ленина, литератор, она, несмотря на свой далеко не молодой возраст, живет кипучей, полнокровной жизнью, и пережитое ею за долгие годы остается не только воспоминанием, но и органично, активно вплетается в дела, заботы, тревоги сегодняшнего дня.
Мария Николаевна – почетный строитель Усть-Илимской ГЭС. Честь, которой удостоены не многие из пишущих. Эта среднего роста женщина, с гордо откинутой головой, с молодым задором в глазах, накрепко связана с Сибирью.
Это чувствуется сразу, как только попадаешь в ее уютную московскую квартиру, полную книг и фотографий. На стене – сибирский пейзаж, на журнальном столике среди газет – несколько последних номеров «Усть-Илимской правды».
Созвучие ее фамилии с именем сибирской реки не случайно. С Ангарой Мария Николаевна породнилась давно, так сказать, по отцовской линии. Ее отец, Николай Семенович Клестов, с 1908 по 1912 год отбывал ссылку в маленьком поселке на берегу могучей реки. Тогда он и взял себе партийный и литературный псевдоним, который для дочери стал фамилией.
Портреты отца на самом почетном месте. Всматриваюсь в один, сделанный в 30-е годы, когда Николай Семенович был торгпредом СССР в Греции, председателем «Международной книги». Волосы на косой пробор, внимательный взгляд карих глаз из-под стеклышек очков, постриженные усы, русая бородка клинышком. Типичный облик революционера-интеллигента.
– А этот снимок мне особенно дорог. – Мария Николаевна указывает на групповую фотокарточку. – Его я разыскала в архиве Октябрьской революции. Здесь отец вместе с товарищами сфотографирован прямо во дворе царской тюрьмы. Отца арестовали в 1 905 году за организацию вооруженного восстания рабочих в Харькове. Приговорили к ссылке в Туруханский край. Но из Омской пересыльной тюрьмы ему удалось бежать...
Два года, которые провел Н. С. Клестов на свободе, были насыщены плодотворной партийной работой. Поселившись по чужому паспорту в Москве, Николай Семенович поступил на службу в книжный магазин «Весна», располагавшийся на Арбате. Тут он организует конспиративные явки московских большевиков, налаживает печатание политических брошюр и первого большевистского издания трех томов «Капитала» К.Маркса.
Жить на одном месте под чужой фамилией было опасно. Клестов переехал в Петербург, стал сотрудником издательства «Зерно», которым руководил большевик М.С.Кедров. Тут Клестов задумывает выпустить собрание сочинений Ленина, ведь до этого работы Владимира Ильича печатались разрозненно, в основном на страницах зарубежной прессы.
Летом 1907 года Николай Семенович едет к Ленину в Финляндию для переговоров о легальном издании этого собрания сочинений. Владимир Ильич радушно встретил Клестова, был рад такому предложению и передал Николаю Семеновичу свои статьи. Было решено издать их в трех томах под общим заголовком «За 12 лет».
К концу того же года вышел первый том сочинений Вл. Ильина – этим псевдонимом подписывался тогда Ленин. Но во время перевозки сборника из типографии в издательство почти весь трехтысячный тираж был конфискован полицией. (Как потом выяснилось, типографский маклер издательства был провокатором.) Кпестову все же удалось спасти несколько сот экземпляров, которые разошлись нелегально.
Вскоре у него произвели обыск, полиция забрала ленинские статьи и корректуру, выправленную рукой Владимира Ильича. А через короткое время Николая Семеновича арестовали и в этапном порядке сослали в Сибирь, на берега Ангары.
– Отец часто вспоминал про далекие сибирские края, – говорит Мария Николаевна. – Мечтал об их преобразовании. Слушая его, я просила еще и еще рассказать «сказку» – так я называла эти рассказы – про Ангару. Отец улыбался. «Вырастешь, сама побываешь в этой сказке, только к тому времени она станет былью».
Конечно, в те годы ни отец, ни дочь не предполагали, что почти через полвека, осенью 1965 года, журналистская профессия приведет Марию Николаевну на тот же берег Ангары.
В Братске ей сказали, что дороги на Усть-Илим пока нет. «Антошка» полетит туда не скоро. Что делать? Не возвращаться же в редакцию ни с чем? А кроме редакционного задания, было страстное желание своими глазами увидеть места, где жил отец.
– Завтра в Усть-Илим пойдет баржа с оборудованием, – сказали ей в управлении порта. – Попробуйте...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой»
О том, как инженеры и рабочие Ореховского хлопчатобумажного комбината сообща решают важную проблему