Комната порой рассказывает о характере и вкусах живущих в ней людей. Впечатление о человеке может измениться, когда побываешь у него дома. Обстановка одной комнаты говорит о радушии и гостеприимстве хозяев, об их аккуратности, обстановка другой - об угрюмом, неприветливом или неряшливом человеке.
А как выглядит ваше жилище? Попробуйте взглянуть на него со стороны. Подумайте, на что обратить внимание.
Само собой разумеется, что представление об уюте прежде всего связано с чистотой и порядком. Но одной чистоты мало. Безвкусные, ненужные украшения, всевозможные салфеточки, вышитые подушки, многочисленные картинки чаще всего не создают, а разрушают уют, вызывая ощущение тесноты и захламленности. Даже изящная статуэтка или красивое изделие из керамики незаметны в этом хаосе. Но те же самые предметы на гладкой поверхности полированного стола или на фоне однотонной стены притягивают взор.
Убранство многих квартир часто еще, к сожалению, соответствует старым, мещанским представлениям об уюте. Такая обстановка хорошо описана в известном фельетоне Ильфа и Петрова «Горю - и не сгораю»: «Повсюду стояли длинные, вытянутые в высоту узкие вазочки для цветов с толстой стеклянной пяткой. Они походили на берцовую кость человека и вмещали только по одному цветку. Цветы были бумажные. Висели картины неизвестных старателей - акварелистов в рамках в виде спасательных кругов, в рамках из ракушек, бамбуковых палочек или из багета с золотыми листочками. На шатких этажерках могли помещаться только фарфоровые слоны мал - мала меньше».
Как часто встречаем мы вещи, подобные этим, в современных квартирах!
Но только ли та комната, которая заставлена пузатыми комодами с пресловутым семейством слонов, бумажными цветами, фарфоровыми собачками и балеринами, говорит о мещанских вкусах хозяев?
А комната иного типа - заполненная горнами с хрусталем, дорогими сервизами, выставленными на серванте, фарфоровыми вазами и т. д. - разве лучше? Просто хозяева ее обладают большим достатком.
Чтобы сделать комнату уютнее, иногда достаточно убрать лишние вещи, без сожаления расстаться с многочисленными безделушками и картинками на стенах - и она сразу станет просторнее, светлее.
Немаловажен вопрос и о современности предметов, которыми пользуется человек. Ведь они всегда связаны с жизнью людей, с той или иной исторической обстановкой и, следовательно, меняются со временем.
Как не похож, например, современный автомобиль на допотопную карету или старомодная, тяжелая, украшенная резьбой мебель на гладкую, простую, современную! Однако во многих квартирах прежде всего поражает соседство совершенно не подходящих друг к другу вещей. Часто никелированный будильник уживается рядом с фарфоровым подсвечником, термос - со старинной сахарницей, огромный, старомодный буфет - с обтекаемой современной люстрой.
Прекрасные для своей эпохи вещи (например, кресло стиля «ампир»), вырванные из естественной для них среды, кажутся некрасивыми и нелепыми.
Чтобы мебель и другие предметы могли гармонировать друг с другом, они должны иметь какие - нибудь общие стилевые черты. Надо добиваться современности не только в одежде (за этим мы следим больше), но и во всех без исключения предметах, которые нас окружают, начиная с мебели и кончая пепельницей, чернильницей, дверной ручкой.
Надо сказать, что не бывает «уюта вообще». Свои особенности и свою прелесть имеет, например, и уют сельского дома. В отличие от городского сельский дом неотделим от окружающей природы, от палисадника, огорода. Оборудуя такой дом, вовсе не обязательно оклеивать стены обоями или штукатурить их, - желтое, чистое дерево бревенчатой стены очень приятно на вид, придает комнате особую теплоту. Мебель здесь должна быть более легкой, светлой. Домотканые полосатые дорожки красивы и уместны так же, как и легкие белые или яркие ситцевые занавески.
Но часто бывает так, что вещь, которая в магазине казалась привлекательной и красивой, внесенная в комнату, вдруг становится скучной и неинтересной. Оказывается, она не подходит к тем предметам, среди которых должна находиться.
Поэтому, покупая что - либо, будь то мебель или самый мелкий хозяйственный предмет, обязательно задайте себе вопрос: а где я это поставлю, как это будет выглядеть в соседстве с другими предметами и именно в моей комнате, а не здесь, в витрине магазина, где подобраны вещи более или менее однородные?
Многие в оправдание своей небрежности, безразличия или дурного вкуса готовы все свои неудачи свалить на магазины: в них, мол, нет красивых вещей. На самом деле это не так.
Конечно, не все, что продается в наших магазинах, по - настоящему красиво. Однако из того, что есть, всегда можно выбрать лучшее, наиболее подходящее к вашей комнате. Надо только внимательно относиться к этому вопросу, постоянно совершенствовать свой вкус. Если вы разовьете свой глаз и вкус настолько, чтобы сразу уметь определять эстетическую ценность вещи (причем именно эстетическую, так как часто бывает, что дорогая вещь оказывается аляповатой и безвкусной, а дешевая - простой и изящной), определять ее соответствие вашей комнате, - считайте, что вы уже сделали полдела. Расстановка и размещение мебели - задача куда более легкая. Но об этом мы побеседуем в следующий раз.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Оспорном и бесспорном в романе В. Тендрякова «За бегущим днем»