С замечательной победой – досрочным открытием движения поездов на первом участке магистрали от Усть-Кута до Звездного – сердечно поздравил всех участников сооружения этого участка Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
«Ваша замечательная победа, – говорится в приветствии, – завоевана в суровых условиях вековой тайги благодаря самоотверженному труду всех участников строительства и сочетанию богатого опыта рабочих, инженеров и техников с неутомимой энергией комсомольцев и молодежи».
Строители западного участка магистрали единодушно приняли приветственное письмо товарищу Л. И. Брежневу. Они наметили новые социалистические обязательства: план 1976 года выполнить досрочно и уложить железнодорожный путь до 135-го километра. Это на 32 километра больше задания.
До открытия XXV съезда КПCC остаются считанные дни. В историю ушла девятая пятилетка. На декабрьском (1975 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев сказал: «Мы сделали хороший шаг вперед. Если иметь в виду масштабы абсолютных приростов общественного производства, то девятая пятилетка является лучшей пятилеткой в истории нашей страны. Наша Родина стала еще богаче, еще сильнее. Советские люди стали жить лучше. И это высшая оценка деятельности партии».
Как нам не радоваться таким итогам девятой пятилетки! Все, что делается нашей партией, делается во имя советского человека, для его блага. Достижения советского народа в коммунистическом строительстве обеспечены мудрым руководством Коммунистической партии, ее Центрального Комитета, Политбюро ЦК КПСС во главе с Леонидом Ильичом Брежневым.
Ленинский комсомол, вся советская молодежь горячо и единодушно одобряют решения декабрьского (1975 г.) Пленума ЦК КПСС, проект ЦК КПСС к XXV съезду «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы». Миллионы юношей и девушек приняли активное участие во всенародном обсуждении новых планов партии. В период подготовки к партийному съезду с новой силой проявился трудовой энтузиазм советской молодежи. Юноши и девушки стремились ознаменовать каждый предсъездовский день ударным трудом, высоким качеством работы, отличной учебой. Социалистическое соревнование под девизом «Пятилетке – победный финиш! XXV съезду КПСС – достойную встречу!», за право подписать Рапорт Ленинского комсомола съезду партии охватило всех комсомольцев. 1 миллион 750 тысяч комсомольцев – победителей соревнования получили почетное право подписать Рапорт. Их имена занесены в книгу трудовой славы «Молодые гвардейцы пятилетки». Среди удостоенных подписать Рапорт немало бамовских комсомольцев.
Да, БАМ рапортует съезду. Докладывают партийному форуму тысячи и тысячи комсомольцев, сотни трудовых коллективов, все, кто работает на магистрали. А ведь прошло менее двух лет с тех пор, когда прямо из Кремля, с торжественного заседания XVII съезда ВЛКСМ, посвященного 50-летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина, первый отряд добровольцев отправился на «стройку века». Это было весной 74-го. Весной – в прямом и переносном смысле – Байкало-Амурской магистрали.
Перед читателями журнала «Смена» карта дороги к океану. Магистраль длиной более 3200 километров пройдет через тайгу, болота, вечную мерзлоту, реки и горы. Из печати известны основные данные технического проекта. Они поражают своей масштабностью. Эту стройку не зря называют «стройкой века». БАМ – дорога в будущее, в завтрашний день, в XXI век.
Центральный Комитет партии разработал грандиозную программу нового этапа освоения Сибири и Дальнего Востока, указал главный адрес ударного комсомольского строительства – Байкало-Амурскую магистраль.
«Убежден, товарищи, что эта стройка станет всенародной, – говорил товарищ Л. И. Брежнев, – в ней примут участие посланцы всех республик, и в первую очередь наша молодежь. Разве это не вдохновляющая перспектива для многих тысяч наших молодых людей?» Этот призыв Генерального секретаря ЦК КПСС нашел горячий отклик в сердцах советской молодежи, был воспринят как новое ответственное и почетное поручение партии Ленинскому комсомолу. В комсомольские организации сразу же поступили десятки тысяч заявлений от юношей и девушек с просьбой направить их на БАМ.
Когда читаешь эти заявления, то с особой силой ощущаешь «души прекрасные порывы». Узнал человек, что задумана новая стройка, и уже не может усидеть на месте. И обиженным даже себя посчитает, если возьмутся творить новое чудо без него. Свое право «принять участие» добровольцы аргументируют веско и убедительно. «Владею несколькими специальностями...» Но это еще не все. «Мой дед строил Комсомольск-на-Амуре». Другой отстаивает свое право попасть в первый отряд добровольцев тем, что его «отец возводил Турксиб», а третий тем, что его «брат работает в Усть-Илиме». Сыновья и внуки унаследовали энтузиазм первопроходцев. БАМ должна стать наследницей героических дел молодежи всех поколений. ЦК ВЛКСМ взял на себя инициативу направить на стройку по комсомольским путевкам квалифицированных молодых рабочих с промышленных предприятий и строек страны. Эта инициатива была одобрена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Добровольцев строить дорогу много. В комсомольских организациях даже идет соревнование юношей и девушек за право получить комсомольскую путевку на БАМ. Не так-то просто пройти «конкурс». Стройка нуждается в тысячах и тысячах умелых рабочих рук. Но из огромного числа желающих нужно отобрать тех, кто уже владеет специальностью, нужной БАМу. Стройка ждет пополнение, оформленное в бригады, стройотряды, в строительно-монтажные поезда со своими бригадирами, наставниками, парторгами и комсоргами. Именно такой практики придерживаются республиканские, краевые, областные комитеты комсомола. Комсомольские организации широко используют практику предварительного направления добровольцев на местные ударные стройки с целью проверки деловых, моральных качеств и приобретения необходимых специальностей. Такая практика оправдала себя на деле.
Если говорить о первых итогах этой работы, то вслед за первым отрядом имени XVII съезда ВЛКСМ, насчитывающим 650 добровольцев, на БАМ выехало еще 35 ударных отрядов, в составе которых около 18 тысяч человек. Сейчас на БАМе молодежь составляет 80 процентов строителей. В минувшем году на БАМе вновь создано 90 производственных коллективов.
Большую заботу об укреплении трудовых коллективов проявляют партийные организации. Только Иркутский обком КПСС направил на стройку магистрали более 200 коммунистов. Главное, что удалось за короткий период сделать, – это создать крепкие трудовые коллективы. В этом большая заслуга коммунистов, которые сумели сплотить вокруг себя молодых строителей.
Большим уважением и авторитетом пользуется у строителей Байкало-Амурской магистрали Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР, командир отряда имени XVII съезда ВЛКСМ Виктор Лакомое. Он трудился на строительстве трасс Абакан – Тайшет, Хребтовая – Усть-Илимская, на интернациональной стройке в Чили. На строительстве Байкало-Амурской магистрали Виктор Лакомое работает на самых трудных участках, увлекает молодежь своим примером, передает ей свой богатый опыт. Многие коммунисты возглавляют комсомольско-молодежные коллективы, выступают инициаторами ценных трудовых починов, учат молодежь преодолевать трудности.
Во многом изменились те, кто по призыву партии с первыми отрядами отправился прокладывать в тайге невиданный еще стальной путь. Пришли опыт работы, зрелость мастерства, крепче стали руки, к юношеской восторженности добавилась деловитость строителей.
Магистраль молода. Но сколько уже зрелых свершений! Коллектив строителей, опираясь на всенародную помощь и поддержку, досрочно выполнил план 1975 года. В глухой, непроходимой тайге проложено свыше тысячи километров автомобильных дорог, сооружено 85 мостов. Досрочно завершено строительство уникальных мостов через Лену и Амур. Стройка начиналась традиционно. С проекта. С колышков. С поселка, базы, конторы, столовой. Теперь уже многое претворено в жизнь. Возведено 28 поселков. За 2 года в поселке Тында население увеличилось почти в 10 раз. Совсем недавно он получил статус города. На 5 месяцев раньше срока открыто движение поездов по железнодорожной линии Бам – Тында.
Всего год назад комсомольско-молодежная бригада Виктора Лакомова начала прорубать просеку в тайге для будущей дороги на участке от Усть-Кута до Звездного. Вслед за ней шли дорожники. На 64-километровой трассе только грунтовые работы составили свыше 8 миллионов кубометров. И вот уложены последние звенья пути. Это почетное право получили бригады Виктора Лакомова и Ивана Тищенко.. В канун 1976 года по новому пути прошел первый поезд. Сооружен первый участок большого БАМа. Очень символично, что открыл движение на этом участке агитпоезд «Комсомольская правда», что героев-строителей в Звездном приветствовал один из первожителей Звездного городка, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Леонов.
Центральный Комитет КПСС высоко оценил труд строителей БАМа. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев тепло и сердечно поздравил всех участников строительства с досрочным выполнением годового плана строительно-монтажных работ и социалистических обязательств, принятых на 1975 год.
«Достойный вклад в строительство БАМа, – подчеркнул Л. И. Брежнев, – вносят посланцы Ленинского комсомола. Их патриотизм и вдохновенный труд еще раз на конкретных делах подтверждает, что наша славная молодежь с честью продолжает трудовые подвиги передовиков и новаторов производства, высоко несет эстафету строителей Комсомольска-на-Амуре, Магнитки и Турксиба, Днепрогэса и Братска, КаМАЗа и покорителей целины».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.