Отеческие слова Л. И. Брежнева вдохновляют молодых строителей БАМа, всех комсомольцев на новые трудовые подвиги.
Подвиг – понятие емкое. Это не только мужественное преодоление трудностей, которых на долю перво-строителей всегда выпадает много. Подвиг – это и смелое решение, новаторство, борьба за высшие достижения, к которым призывает партия. БАМ – стройка уникальная. Каждый ее участок требует своего решения. Строители знают. Новая стройка – новая школа, да еще какая! Строится самая высококлассная дорога. Каждый ее километр – экзамен на упорство и мужество, на гражданскую зрелость, на идейную убежденность.
Строительство Байкало-Амурской магистрали является творческой лабораторией нового, коммунистического отношения к труду. В бамовской школе у молодых тружеников вырабатываются лучшие качества, присущие рабочему классу, настоящему советскому человеку. В ответственной работе молодежь учится понимать общие задачи и интересы социалистической Родины, соединять теорию с практикой, знания с жизнью. Важную роль в этом играет социалистическое соревнование, которое особенно сильно развернулось в период подготовки достойной встречи XXV съезда КПСС. Многие комсомольско-молодежные коллективы заключили между собой двусторонние и многосторонние договоры. В соревнование включились коллективы всех комсомольско-молодежных строительно-монтажных поездов, механизированных колонн и мостоотрядов, 172 комсомольско-молодежных бригады, комплекса и экипажа, все молодые строители БАМа.
Строители дороги стали более тщательно отбирать все то лучшее, что рождено творческой инициативой масс, активнее распространять те формы состязательности, которые наиболее эффективно влияют на рост производительности труда. Широко используются традиции ударничества и соревнования, накопленные строителями дорог Урала и Сибири.
Особой популярностью у молодых строителей пользуется соревнование за право участия в первом десанте. Каждому хочется стать покорителем неизведанных мест, своими руками положить начало жизни будущего географического пункта, открыть путь своим товарищам.
Соревнование за право участия в десантах – авторское право БАМа. В десант идут лучшие молодые люди, стойкие, сильные, хорошо знающие сибирские условия, владеющие несколькими строительными специальностями. Много трудных дел у десантников. К подходу главных сил они расчищают территории, строят жилье, медицинские пункты, столовые, бани, создают запас горючего, инструмента. И только после этого прибывает основной отряд строителей.
Много действенных форм участия комсомольцев и молодежи в решении производственных задач применяется на БАМе. Это и шефство над пусковыми объектами стройиндустрии, жилых домов, станций, мостов, это и организация соревнования за поэтапную сдачу, бригадные подряды и другие.
На строительстве мощная современная дорогостоящая техника. Освоить ее, бережно относиться к ней – серьезная задача, стоящая перед молодыми строителями. Хорошую инициативу проявила комсомольско-молодежная бригада механизированной колонны № 141 треста «Бамстроймеханизация», которую возглавляет Григорий Запорожец. Бригада обязалась довести пробег своих КрАЗов без капитального ремонта до 120 тысяч километров, сэкономить запасных частей на 150 рублей, дизельного топлива – 3 тонны, смазочных материалов – 200 килограммов. А самое главное: они решили работать на этих машинах до конца стройки. Почин подхвачен. На стройке ширится движение за хозяйское отношение к материалам, технике, оборудованию. Борьба за более эффективное использование техники предъявляет высокие требования к уровню квалификации работников. И сложность здесь еще и в том, что в производственные коллективы постоянно вливаются десятки юношей и девушек, которые не в полной мере подготовлены к работе в условиях транспортного строительства. Приходится учиться на ходу, в процессе работы, непосредственно в бригадах. Щедро делятся своим опытом, производственными навыками первостроители дорог Абакан – Тайшет, Хребтовая – Усть-Илимская. В Тынде, Усть-Куте, Братске, Иркутске созданы учебные пункты. В них только в 1975 году обучено с отрывом от производства 1556 механизаторов, 950 каменщиков, монтажников пути. 1800 участников стройки овладели секретами мастерства в производственных бригадах.
По просьбе ЦК ВЛКСМ на строительство Байкало-Амурской магистрали выезжают знатные строители страны. Летом 1975 года в Тыидинском состоялся семинар-совещание бригадиров и групкомсоргов комсомольско-молодежных коллективов строительства магистрали. В его работе приняли участие Герои Социалистического Труда Н. А. Злобин, В. Е. Копелев, Н. П. Морозова, заслуженные транспортные строители, передовики строительства БАМа. Они поделились с молодыми строителями магистрали передовыми методами строительства, приняли непосредственное участие в работе комсомольско-молодежных коллективов, помогли разработать организационно-технические мероприятия, обеспечивающие массовый переход молодежных коллективов на работу по методу бригадного подряда. А уже осенью на базе бригад знатных московских строителей Н. Злобина, В. Копелева, Н. Морозовой открылись постоянно действующие школы для руководителей комсомольско-молодежных бригад. Уже 12 строителей БАМа прошли в школах «бригадного подряда» месячный курс обучения.
Работать на «стройке века» ответственно и почетно. Как-то один из строителей заметил: «Мы у всех на виду. Рубишь просеку, строишь ли дом, или сидишь над учебником – всегда чувствуешь пристальное внимание к своим делам всей страны». Конечно, они гордятся таким вниманием и стараются жить и работать так, как записано в «Кодексе чести молодого строителя». Есть такой кодекс у бамовцев. Глубоким патриотизмом дышат строки этого кодекса. Молодые строители клянутся свято хранить и приумножать революционные, боевые и трудовые традиции героического рабочего класса, достойно пронести эстафету мужества строителей легендарного Комсомольска-на-Амуре, Магнитки, Днепрогэса, Турксиба и целины по новым, еще не освоенным трассам Сибири и Дальнего Востока. В кодексе сказано: «Быть строителем БАМа – значит бороться за высокое качество работы. Бамовское – значит, отличное! Постоянно учиться у наставников мастерству и передавать свой опыт товарищам, служить примером коммунистического отношения к труду».
БАМ строит вся страна. Здесь работают лучшие представители более семидесяти национальностей и народностей нашей великой страны. В совместном труде рождаются и крепнут дружба, взаимовыручка, чувство общности задач и целей.
Очень конкретной и эффективной формой участия во всенародном деле строительства магистрали стало шефство союзных республик, краев и областей над проектированием и сооружением на трассе БАМа городов, поселков и других объектов. Москвичи помогают строить город Тынду, украинцы – станцию Ургал, ленинградцы – город Нижнеангарск. Комсомольские организации республик, краев и областей активно включились в эту работу. В целях оперативного руководства и координации действий созданы специальные штабы и комиссии по шефству над БАМом, разработаны и осуществляются комплексные планы шефства.
Сегодня в сооружении БАМа принимают участие более 5 тысяч промышленных предприятий, проектных, научно-исследовательских институтов, лабораторий.
50 предприятий и институтов Ленинграда помогают всенародной стройке. На восток уходят механизмы и приборы, передвижные домики и зимние костюмы. «Товарищ «Кировец» – так уважительно называют на БАМе тракторы, которые поставляет объединение «Кировский завод»; «Ленкнига» взяла шефство над библиотеками стройки, Эрмитаж организует выставки.
Участие в сооружении гигантской трассы стало поистине делом всего комсомола. Среди комсомольцев, молодежных коллективов развернулось соревнование за высококачественное выполнение заказов для ударной стройки, приняты встречные планы и повышенные социалистические обязательства, созданы штабы и посты «Комсомольского прожектора», установлен кольцевой контроль за сроками и качеством изготовления заказов для БАМа. В этой работе используется все лучшее, передовое, что накопили комсомольские организации, развивая славные традиции ударничества.
Комсомольские организации Минского и Кременчугского автомобильных, Челябинского тракторного заводов, Южно-Уральской железной дороги, проектных институтов «Мосгипротранс» и «Ленгипротранс» стали инициаторами работы под девизом «Заказы для БАМа – досрочно, с высоким качеством и повышенной надежностью».
Комсомольская организация Кременчугского автомобильного завода объявила своим ударным делом изготовление для БАМа большегрузных автомобилей «КрАЗ-2565». Комитет комсомола завода вместе с хозяйственными организациями разработал конкретную программу действий, направил на решающие участки завода лучшие комсомольско-молодежные коллективы, передовых молодых рабочих, организовал постоянный контроль за выполнением сроков и качества продукции. В результате более 80 процентов планируемых в 1974 году самосвалов было изготовлено досрочно. В канун съезда партии молодые труженики Кременчугского завода дали БАМу еще 25 сверхплановых большегрузных машин.
Глубоко понимая особую важность поставок строителям трассы сборного жилья нового типа, молодежный коллектив Нововятского комбината древесных плит № 41 в рекордно короткие сроки перестроил свою работу. Было смонтировано 7 новых поточных линий, на которых стали изготавливаться детали для сборных домов.
Досрочную, сверхплановую, с комсомольской гарантией продукцию дают строителям БАМа комсомольцы и молодежь Магнитогорского, Западно-Сибирского металлургических предприятий, Брянского, Пермского, Ижорского и других заводов.
Молодые железнодорожники Южно-Уральской дороги обеспечивают «зеленую улицу» грузам ударной стройки.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.