Пять лет назад Бахтиёр Назаров окончил ВГИК и вернулся домой, в Ташкент. Стал художником «Узбекфильма».
Мы познакомились в Болшеве, в Доме творчества. Я тогда впервые услышал от него поразившие меня слова. Рассказывая о своей картине, которая никак не давалась, он сказал:
– Я все равно закончу ее. Клянусь хлебом.
Вскоре, уже в Ташкенте, Бахтиёр показывал готовые работы...
Особенно запомнились портреты. С прямоугольников холстов смотрят люди, которые испокон веков сеяли хлопок, ткали ковры, выращивали виноград.
И отдавали жизнь за власть Советов. И дошли до рейхстага. И не раз вслед за своими прадедами в трудную минуту они, как и Бахтиёр, повторяли слова: «Клянусь хлебом». Потому что знают ему цену...
В картинах Назарова восточная экзотика «за кадром». Художник четко проводит свою мысль: герой – это личность, яркая, сильная, одухотворенная чувством высокого нравственного долга. Мысль эта конкретна, она – из наших будней. И живет в каждом из дел, о которых рассказывает комсомол в рапортах партийному съезду.
Рапорт – это итог, результат усилий тысяч юношей и девушек. Не сказочных героев, не легендарных силачей. Обычных парней и девчат, которых увидел на БАМе художник Бахтиёр Назаров.
Можно говорить о композиционной завершенности картин, об их колористическом и ритмическом своеобразии. А можно – об ответственности за судьбу родной земли, которую художник разделяет вместе со своими героями. В картинах этих – лиризм и страсть, в них познание и осмысление жизни, острая публицистическая направленность. В них – время и, если хотите, история. Которую по печатным строчкам, по фильмам и полотнам художников узнают потомки. Те, кому жить и работать в местах, что осваивают герои Бахтиера Назарова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.