– Хватит чай пить, Шашкин, – не на шутку сердится Кузнецов, – добренький за чужой счет. Макаровский флаг видел? А он – «спать приказал!».
– Не соглашались. Петушились. А мне ребят жалко. Чего на солнцепеке валяться? Не пляж ведь. А насчет флага... Собрали и мы людей. Сказали: задержим канал хоть на полнедели, в районах начнут скот племенной резать. Тоже подействовало. Может, приземлимся?
– Погоди, – Кузнецов трет по привычке переносицу, – значит, мы не жалеем людей, а ты один жалеешь?
Сказал и осекся. А Шашкин как будто издалека на него смотрит, снова прихлебнув из термоса. И понятно ему с распахнутой болью незаживающей: это осекся Иван Петрович, потому что вспомнил, как хоронили они сына Шашкина, двенадцатилетнего Петьку, и тогда сказал над маленьким холмиком Иван Петрович: «Молодых жалеть надо. И щадить». Ничего больше не сказал, а запомнилось. Ничего и не надо больше...
– Ты со мною всегда так, ты мне и девятого мая выдал! – вздыхает Кузнецов.
– Такой день, Иван Петрович, а ты нас всех на коллегию в Саратов! – упрекает добродушно Шашкин. – Не накрыл бы ты после коллегии праздничный. стол, я бы на тебя с пресс-папье пошел.
– Что-нибудь еще вспомни, а? – язвит Кузнецов и вдруг впивается ладонью в острый ободок иллюминатора: к откосу, закрепленному за студенческим отрядом, движется «МАЗ», груженный плитами. – Что я говорил? – накаляется он.
– А я что говорил? – завинчивает термос Шашкин.
Из-за горы щебня показываются зеленые куртки. Студенческий отряд...
Строительная индустрия для них – проблема номер один.
И вслед за нею требовательно встает другая, не менее важная – совершенствование самого строительства каналов. Если, к примеру, они бы сооружали свой Ерусланский строго по традиции, согласно инструкциям, никогда бы, ни при какой погоде не уложились в два месяца.
Тут всегда решает дерзновенное «сотворчество» рабочего и инженера.
Может быть, именно потому в тот день, когда крановщик Душкин положил на пленку откоса 153 плиты, «осенило» и Шашкина – он нашел выход из положения: втрое удалось сократить расход монолита и бетона!
Конечно, неплохая штука – теоловая мастика. Заделывают ею швы давно, скрепляют жгутом – пористой резиной – и проверено, и надежно, и любому разнорабочему известно. Однако представим себе, что «на мастике» стоит бригада не семь, а четырнадцать часов. От «мастичных» испарений иной человек в обморок упадет. А напастись этой мастики? Производство ее – дело деликатное, неторопливое. И снова Шашкин! Изготовили асфальт мягкий, жирный, с добавкой битума. 423 тонны асфальта.
И когда пикировались Кузнецов и Шашкин в вертолете, неотрывно смотрели вниз, «на донку», неизбежно об одном думали: удержит ли воду тот асфальт? Не поднимется ли плита, распираемая с обеих сторон «подтычкой»?
Нет, ни одна не поднялась, а воду держал асфальт не хуже той мастики.
Вот Кузнецов и размышлял, что подобных находок у них пруд пруди, но почему-то они остаются яркими эпизодами трудных дней стройки, а не осваиваются, «не идут» на другие стройки, в другие трудные дни...
И, наверное, никогда не доведется мне больше увидеть Кузнецова таким счастливым, каким был он, когда вертолет совершил посадку возле «шашкинского водобоя»... Узкое это было место – перепад. Монтаж и установка фильтров и труб перепада – на это времени не было. Небольшое ирригационное сооружение стало препятствием на скором пути воды. И Шашкин придумал «водобой». Вероятно, ясно, что перепад – это как бы порожек в канале, эдакий необходимый спуск, по которому вода должна беспрепятственно, несмотря на коварство грунта и изменение глубины, пройти дальше. А «водобой»? Перепад – времянка. Блоки и щебень (крупные фракции щебня уплотняют мелочь, блоки регулируют уровень воды). Просто? Все гениальное просто...
К тому же Шашкин на чертежике показал, как можно будет дня за три потом заменить этот «водобой» стабильным перепадом. Разумеется, при полном ходе воды...
– Где же твои бетонщики, Шашкин? – поинтересовался Кузнецов, когда они вновь садились в вертолет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.