Шесть окошек с видом на канал

Александр Богучаров| опубликовано в номере №1172, март 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кузнецов это знает с самого начала, и удивляться тут нечему. И не случайно пригласил он начальника дороги: хватит посылать телеграммы в область, мол, главк сам задерживает планомерное поступление эшелонов с плитой.

Задерживает ли?

Начальник дороги снимает свою фуражку с кокардой, невозмутимо сообщив, что они рады бы, да нечего подавать!

– Что ты смотришь на меня, Колесников? – оторвавшись от иллюминатора, напрягается Кузнецов. – Отдашь кран Макарову, это раз, и плитой поделишься, это два.

– Лишнего крана у меня нет! – бесстрашно заявляет Колесников.

Кузнецов мигом карабкается в кабину пилота, и вертолет меняет курс. Минут через десять они стоят рядом – прямой и подавшийся вперед Колесников и раздвинувший руки, как для объятия, Кузнецов.

– Чей это кран возле «Волжанки»? – Он сосредоточенно и тихо, чтобы один Колесников услышал, резюмирует: – Конечно, хороший хозяин о завтрашнем дне думает. Доброе дело – этот монтаж. А зачем, если канала не будет?

Не ожидая доверительного и почти интимного тона, краснеет начальник ПМК, засовывает в карман свою тетрадку.

– Не жадничай, – наставительно замечает Кузнецов.

Необходимый штурм? Необходимый, навязанный засухой. Люди работают круглосуточно. А если нет плиты, они забываются коротким сном на бровке канала. А если нет бетона? А если задерживается асфальт? А если худо с монолитом? Как же понятно самому Кузнецову, что все это в большей степени напоминает типичную неразбериху на стройке, чем чрезвычайные обстоятельства, незаурядную ситуацию...

Гигант на Волге – главк мелиорации, объединивший интересы трех областей (Саратовской, Куйбышевской и частично Волгоградской), за три года своего существования сделал столько, что подобное критическое отношение к делу – в какой-то мере перебор, не иначе! Но надо знать Кузнецова, чтобы понять: он живет завтрашним, нарождающимся, а сделанное вчера для него уже далекое прошлое. И никогда он не станет без нужды напоминать, сколько проложено тысяч километров каналов и водоводов, какая отдача уже есть на орошаемых землях Поволжья, до недавнего времени даже не фигурировавших в отчетах ЦСУ!

Но всегда и везде он готов говорить о своем детище, имея в виду необходимость создания мощной строительной индустрии. Взять тот же завод железобетонных конструкций в городе Энгельсе, созданный главком. Небольшой сравнительно завод, но современный уровень его развития позволил запустить линию по производству труб с цементно-гравийным покрытием. На каждом миллионе тонн проката они, трубопрокатчики, будут экономить пятьсот тридцать пять тысяч тонн стали! Разве смогло бы объединение «Союзводпроект» начать этот грандиозный эксперимент на каком-либо допотопном заводике?! Но один у них такой, всего-навсего один. И бетона нужно чуть ли не в два раза большее! Поэтому запускаются на круглосуточную работу местные, в сущности, сельские бетонные узлы, разбросанные по всему краю...

Зачем же все-таки решающую планерку перед пуском он хотел провести в воздухе? Неужто от недоверия к тем, от кого в основном зависит наращивание темпа? Люди на пределе, и даже механизмы устали, тронь радиатор «МАЗа» – обожжешься, как будто руку окунул в раскаленный песок. (На одном из участков свалился в кювет самосвал с бетоном. Невесть откуда взявшийся инспектор ГАИ стучит полевой сумкой по кабине: «Сынок, ты жив?» «Живя», – гудит кабина, и вскоре показывается из окошка кабины, поставленной «на попа», белокурый, с красными от бессонницы глазами парень...) Не оскорбительно ли для командиров решающих участков коллективное патрулирование над стройкой, неожиданное приземление на участках, выбившихся из общего ритма, открытый и нелицеприятный разговор – публично! – с ними, с начальниками участков? Нет, они бы не были его единомышленниками, его товарищами, если бы могли эту необычную и. единственную в своем роде планерку воспринять с болезненным самолюбием, с раздражением или недоверием. Ведь панорама стройки, схваченная профессиональным взглядом, дает мгновенную возможность, счастливую по своей стремительности, увидев все, увидеть себя, свой участок в общей и неразрывной цепи.

II. Колесников

Вертолет над участком, где зияет некая пустота, будто оборвалась бетонная нить канала. «Это твой переход, Колесников?» «Я за него не отвечаю». «Отчего так?» «Кабель там. Прикоснуться страшно. А хозяев не найдешь! Если порвать, явятся!» «Мы всем службам объявили о необходимости выяснить и четко определить свое участие в этом строительстве». «Кабель порвать? Ну, не знаю... Ведь мне, а не вам его рвать...»

А в чем он прав, этот Колесников?

Кузнецов трет переносицу до красноты, отчего еще более резко обозначаются черные круги под глазами. Опять полетела – будь она неладна! – диета, ноет желудок, застарелая язва заставляет присесть на краешек кресла...

Пожалуй, у Колесникова есть капитальный запас воли и трезвого отношения к делу. Колесников исходит из понимания работы, в которой должно иметь порядок, обеспеченность тылов, развернутый и хорошо подготовленный фронт. Не так ли и надо? Так необходимо! А если не так? Тогда трудно? А кто и когда обещал им легкую жизнь? Никто, нигде, никогда.

Получается, что трудности – и неожиданные и которые предвидеть редко удается (например, с тем же кабелем. «Это твой переход, Колесников?» «Я за него не отвечаю») – выработали в Колесникове... «обратные» реакции! Он, подобно улитке, втягивается в раковину своих запрограммированных обязанностей, и формально и по существу отказываясь от гибкой тактики действий, вызванных необходимостью, применительно к этим неожиданным обстоятельствам.

Неужели общительный, бескорыстный, во многом пуританский нрав Колесникова подточила своенравная и неразумная сила, с которой единоборствуют многие коллеги Колесникова? И он запасся: «Вот мой кран, на моем участке, куда его? Не дам!» Не потому ли молодой прораб, выругавшись однажды, вскочил в кабину «Сатурна» и погнал его на соседний, чужой участок? «Окопались!» – крикнул своему начальнику, когда тот хотел встать поперек пути, рискуя быть раздавленным гусеницами крана-гиганта. Но ведь на том простаивающем участке готовили фронт работ для... Колесникова!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены