Из школьного в рабочий класс

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1183, сентябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Беседуют Борис Журавлев, мастер производственного обучения ПТУ № 90 г. Ленинграда, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, делегат XXV съезда КПСС и Надежда Максимова, намотчица ленинградского научно-производственного объединения «Позитрон», депутат Верховного Совета СССР

Б. ЖУРАВЛЕВ. Мы с тобой, Надя, всегда рядом сидим в зале заседаний Верховного Совета СССР и в Ленинграде часто встречаемся, и потому мне казалось, что я знаю о тебе всё. А сегодня вдруг подумал: знать-то знаю, да все какие-то отдельные факты, а о главном – как ты пришла в рабочие и достигла такого высокого общественного и профессионального признания – ты никогда не рассказывала.

Н. МАКСИМОВА. Не рассказывала, потому что жизнь моя обычная... Да и путь мой рабочий ничем не отличается от пути миллионов юношей и девушек – окончила восьмилетку, пошла в ПТУ № 1 у нас на Выборгской стороне, получила хорошую специальность, работаю... Вот и все.

Б. ЖУРАВЛЕВ. Нет уж, ты не скромничай, а расскажи лучше все по порядку, потому что у некоторых молодых ребят может возникнуть неверное представление о жизни: вон, мол, как все легко и просто. А ведь, согласись, чтобы заслужить такое высокое звание, как депутат Верховного Совета СССР, нужно нечто большее, чем просто хорошо трудиться...

Н. МАКСИМОВА. Конечно, в 26 лет носить такое звание особенно почетно, но только ничего необычного я в этом не вижу. В нашей стране молодых депутатов, таких, как я, много, есть даже девушки-депутаты – я их лично знаю, – у которых биографии точь-в-точь как у меня: школа – ПТУ – производство. Например, вместе со мной в мандатной комиссии Совета Союза работают недавние выпускницы ПТУ Тамара Киселева, бригадир совхоза в Ленинградской области, и Надя Лапская, прядильщица камвольно-суконного комбината из Фрунзе. Они мои ровесницы, и я могу смело сказать, что для нас настоящей школой рабочей закалки и профессионального мастерства стала учеба в ПТУ.

Б. ЖУРАВЛЕВ. А кого готовило ПТУ, которое ты закончила?

Н. МАКСИМОВА. Там разные специальности были: и часовщики, и наладчики оборудования, и фрезеровщики, и намотчицы, и даже столяры. Мы с подругами из класса решили стать намотчицами.

Б. ЖУРАВЛЕВ. Как родители отнеслись к твоему выбору?

Н. МАКСИМОВА. Нормально отнеслись. Они ведь сами всю жизнь проработали на заводе: отец – бригадиром вальцовщиков, мама – оператором на печи. И, конечно, воспитывали нас, пятерых своих детей – трех сестер и двух братьев, – так, чтоб мы не были лентяями и пустомелями. Младший брат, Юрий, после армии закончил оптико-механический институт, а старший, Анатолий, работает шофером. Когда я окончила восемь классов и передо мной встал вопрос: что делать дальше? – он-то как раз и сказал: «Знаешь, Надежда, институт от тебя никуда не уйдет. Учиться, конечно, надо обязательно, но сначала лучше встать твердо на ноги. А потому, чтобы не терять времени, иди-ка ты лучше в ПТУ, приобретешь специальность, поработаешь, а как убедишься, что специальность это твоя, тогда по ее профилю и пойдешь учиться». Вот так я и встала в ряды рабочего класса Ленинграда.

Б. ЖУРАВЛЕВ. И нравится тебе твоя профессия?

Н. МАКСИМОВА. Я теперь и не мыслю о какой-то другой работе...

Б. ЖУРАВЛЕВ. Это, по-моему, самое важное: быть на своем месте в жизни, заниматься делом, которое нравится, которое у тебя получается. Важно это не только для одной тебя, а для всего нашего общества в целом. И в том, что ты стала человеком профессионально окрепшим, жизненно более зрелым, бесспорная заслуга ПТУ. Я, между прочим, считаю, что и для меня ремесленное училище было чем-то вроде университета жизни. Мне не пришлось испытывать каких-то колебаний при выборе профессии. Потому что нам, вступившим в рабочую жизнь 30 лет назад, было тогда все предельно ясно и понятно. Время было трудное: только кончилась война, страна начинала подниматься из руин, восстанавливала фабрики, заводы, отстраивала города. Мы, подростки, пережившие войну, понимали: строить – самая важная, самая главная задача. Ну, а раз главная, значит, решать ее должен и я. В 1946 году закончил восьмилетку и сразу поступил в Рыбинское ремесленное училище. Проучился два года, получил специальность строителя и пошел работать на одну из основных в те годы строек – Рыбинскую ГЭС. Работал, а вечерами ходил в школу рабочей молодежи.

Н. МАКСИМОВА. Я тоже, учась в ПТУ, окончила вечернюю школу рабочей молодежи. Это дало мне возможность «сэкономить» два года: я и специальность получила и аттестат зрелости одновременно.

Б. ЖУРАВЛЕВ. Знаешь, Надя, на одном из заводов объединения «Баррикада» трудится Александр Федорович Тимофеев – один из лучших арматурщиков Ленинграда, на¬ставник молодежи, охотно работающий с учащимися ПТУ. Наблюдать за ним во время работы – зрелище захватыва¬ющее. Это ас высшей марки, кудесник. Мои ребята, которые проходят у Тимофеева практику, иной раз просто любуются им. И в этот момент мне всегда хочется сказать: смотрите, вот человек, который считает свой труд творчеством, а профессию арматурщика – делом своей жизни. Этот истинно и исконно рабочий человек по-настоящему счастлив.

Н. МАКСИМОВА. Я тоже испытала на себе влияние такого влюбленного в свою профессию человека – первой моей наставницы тети Веры Бирюзовой. Я ее иначе, как «тетя Вера», не называла. Помню, пришла на практику на завод, посадили меня на довольно-таки сложную операцию – мо¬тать секции для конденсаторов. Обрадовалась я поначалу, а как приступила к работе – тут и началось... Смотрю, рядом женщины работают легко, будто играючи, а у меня ничего не получается, хоть плачь... Пришла домой – и брату: «Нет, не останусь я на этой работе».

Б. ЖУРАВЛЕВ. Поди, собиралась бросить учёбу?

Н. МАКСИМОВА. Если честно – собиралась. Ну, а потом прикрепили меня к тете Вере. Подошла она, села на мое место и говорит: «Смотри». Я стою рядом, наблюдаю, а она «колдует» над моей секцией и все мне поясняет. И так она со мной нянчилась месяца полтора, каждое движение мое выправляла...

Б. ЖУРАВЛЕВ. На первых порах всегда так: умом все понимаешь, взял бы да и сделал, а руки-то еще не умеют. Тут, если подростка вовремя не поддержать, до разочарования один шаг. Бывает, даже оканчивая училище, разочаровыва¬ются в своей профессии. Конечно, это уже недоработка мастеров и воспитателей ПТУ. Да и на заводе, случается, встретят так, что и не захочешь потом работать. Я как-то привел в цех группу десятиклассников, которые хотели в наше ПТУ поступать. А им кто-то из рабочих говорит: «Что ж вы, ребята, десять классов закончили – и на завод? Учились бы лучше...» Я думаю, такое мог сказать только человек, который свою профессию не любит и себя не уважает. Таких, к счастью, у нас единицы. Настоящий же рабочий; истинный мастер своего дела, получает удовлетворение не только тогда, когда сам создает полезную вещь, но и когда передает свое умение, свою влюбленность в профессию, свой драго¬ценный жизненный опыт ученикам.

Н. МАКСИМОВА. Но ведь для того, чтобы обучать других, надо быть не только хорошим знатоком свой профессии, но еще и воспитателем, педагогом.

Б. ЖУРАВЛЕВ. Конечно, даже опытный производственник, сталкивающийся с ребятами, первое время испытывает неуверенность в общении с ними и ощущает отсутствие необходимых педагогических навыков, знаний. Но, я это по

себе знаю, если он горит желанием стать профессиональным мастером-наставником, обязательно станет. Это я к тому говорю, чтоб спросить тебя, Надя: а ты не думаешь перехо¬дить в ПТУ? Ведь у тебя и опыт есть и мастерство. Как, привлекает тебя педагогическая работа?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены