Н. МАКСИМОВА. Привлекает уже потому, что у меня у самой растут двое детей – Саша и Наташа. Очень хочется воспитать их настоящими гражданами... А с пэтэушниками я часто встречаюсь у нас в цехе. Интересно с ними работать. Сразу вспоминаются свои первые шаги после училища. А когда что-нибудь объяснишь им, покажешь, как когда-то мне показывала тетя Вера, внутреннее удовлетворение получа¬ешь от того, что ты что-то даешь людям.
Б. ЖУРАВЛЕВ. Вот видишь, Надя, надо тебе переходить в ПТУ. Старшие товарищи поддержат тебя, я уверен, так же, как в свое время поддержали меня.
Н. МАКСИМОВА. Это очень серьезный шаг, Борис Алексан¬дрович, и надо его серьезно обдумать. Но раз уж у нас зашел разговор о педагогике и вы меня энергично уговариваете переходить в ПТУ, я должна вас спросить: что для мастера важнее всего?
Б. ЖУРАВЛЕВ. Безусловно, авторитет.
Н. МАКСИМОВА. А как его заслужить, этот авторитет, если только пришел с завода? Вам, конечно, проще было, у вас на груди звезда Героя Социалистического Труда. Ваш авторитет у всех на виду...
Б. ЖУРАВЛЕВ. Тут ты не права, Надя. Ребята сейчас в ПТУ приходят грамотные и, как говорится, не дай бог, если они поймут, что мастер только «ля-ля-ля» может языком, что знаний у него недостаточно. Короче говоря, их просто так на кривой не объедешь. А вот умением, знаниями, общей культурой, способностью разбираться во всех вопросах, которые их интересуют, авторитет можно заработать надеж¬ный. Но давить на ребят своим авторитетом, разговаривать с ними свысока, поучать, а не учить нельзя ни в коем случае. Это все я причисляю к запрещенным приемам воспитания. Вообще, Надя, должен тебе сказать, педагогика – великая вещь. Бывает, одного разговора, даже фразы, сказанной метко, достаточно, чтобы человек буквально переменился. Вспоминаю первую свою группу. Там был парнишка, который и учиться не хотел, и с дисциплиной в ладах не состоял. Все ходил, хорохорился, считая свою плохую учебу чуть ли не доблестью: мол, проживу и без диплома... Бились мы с ним весь первый курс, и вот настало время экзамена по специаль¬ности. Пришли на завод, каждому дали задание. Тому парню выпало сварить простенький шов". Потел он, потел, кое-как выполнил работу и представляет ее комиссии. Председатель, кадровый рабочий, взял деталь, повертел ее в руках, чуть поднажал, шов и разошелся. И тогда Он произнес фразу, которую я сам на всю жизнь запомнил: «Знаешь, парень, есть у нас в народе такая прибаутка: «Сбил, сколотил – есть колесо. Сел да поехал – эх, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат!» Смотрю, стоит мой парнишка, хлопает ресни¬цами, а когда дошел до него смысл сказанного, покраснел аж до корней волос. Раньше не замечалось за ним такого. Тот случай стал для него уроком на всю жизнь. Не захотел парень быть подмастерьем, взялся за ум, прямо вгрызался в науку и кончил училище настоящим специалистом. Когда встречаюсь с ним, он всегда говорит: «Борис Александрович, я вас не подведу».
Н. МАКСИМОВА. В этом году порог ПТУ по стране переступают свыше 2 миллионов юношей и девушек. Это кадры будущего, Которые уже в десятой пятилетке придут на заводы, фабрики и стройки. Но народному хозяйству сегодня нужны не просто рабочие руки, а производственники совер¬шенно нового типа, у которых, как сказал Леонид Ильич Брежнев на XVII съезде комсомола, «все гармоничнее сочета¬ется физический и умственный труд».
Б. ЖУРАВЛЕВ. Такова диалектика нашего развития: уровень подготовки рабочих, специалистов становится все выше, требования – все строже. Диктуются они качествен¬ными изменениями, происходящими в науке, технике, перехо¬дом многих отраслей народного хозяйства на рельсы научно-технической революции. Развивающаяся в нашей стране сеть профтехучилищ, позволяющих подростку получить одновре¬менно специальность и общее среднее образование, как раз и отвечает этим требованиям. Средних ПТУ сейчас насчитыва¬ется примерно 1400. Занимается в них около полумиллиона юношей и девушек. Приятно отметить, что зачинателем в этом большом и важном деле был Ленинград. Начинали мы так: еще шесть лет назад аттестат зрелости в дневном ПТУ мог получить лишь каждый восьмой учащийся, а сегодня уже девять выпускников из десяти имеют среднее образование вместе с рабочей специальностью. Такой курс нашей системы профтехобразования представляется наиболее перспектив¬ным, да он уже и оправдал себя.
Н. МАКСИМОВА. Не случайно некоторые ПТУ уже называ¬ют «рабочей академией».
Б. ЖУРАВЛЕВ. Совершенно верно. Многие ПТУ дают выпускникам фундаментальные знания. Потому-то за по¬следние годы « вырос неизмеримо престиж рабочего дипло¬ма. Сейчас ПТУ страны предоставляют молодым людям на выбор 1100 профессий. Правда, выделить среди них одну-единственную, которая станет твоей на всю жизнь, бывает порой очень сложно. Ошибка здесь – не двойка в дневнике, а чуть ли не жизненная катастрофа.
Н. МАКСИМОВА. К сожалению, некоторые школьники слова поэта: «...все работы хороши, выбирай на вкус» – ис¬толковывают слишком буквально. Я знаю одну девушку, которая до умопомрачения любит кино. Она много читает, может без запинки назвать фамилии режиссера или актеров того или иного фильма, сама играет в драмкружке, короче, спит и видит себя звездой экрана. Надо сказать, девушка эта не без способностей, и все же – я это знаю точно – она до конца не уверена, стоит ли ей поступать в институт кинема¬тографии.
Б. ЖУРАВЛЕВ. Сомнения при выборе профессии – это не так плохо. Спор с самим собой, как известно, подчас и рождает истину. Советы старших, конечно, тоже важны. Но лучше, мне кажется, если окончательное решение человек примет сам, осознанно взвесив свои силы, возможности, способности... Знаешь, Надя, я в детстве мечтал стать моряком. А стал вот рабочим. И нынешние юноши и девушки мечтают о дальних странствиях, строят дерзкие планы, стремятся к яркой, необыкновенной судьбе. Что ж, это понятно: молодым свойственна романтика. И я хочу напом¬нить им слова замечательного нашего писателя Алексея Максимовича Горького: «Именно в труде и только в труде велик человек, и чем горячее его любовь к труду, тем более величествен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа». Хотелось бы, чтобы все, кто стоит перед поиском своего призвания, прониклись пониманием того, что главное содер¬жание человеческой жизни – труд.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.