У Знаменского:
«На восточном горизонте вставал сияющий рассвет».
Горький исправляет:
«На востоке розовато загорался рассвет». Там, где автор пишет о том, что «всю ночь по вагонам шатался сон и не было ему нигде места, потому что до предрассветной рани в вагонах спарили, закусывали...», Горький отмечает: «Вот это хорошо».
Знаменский неосмотрительно сообщает:
«Закройщики мира иглами аахенских фабрик». Горький дает справку:
«Не шьют они, а кроят. Шьют портные, швейки». Ударники «Серпа и молота», едущие в Берлин, спрашивают немецкого коммуниста Флака о том, что они увидят в Берлине.
«Всякое увидите» – замечает Флак. Горький, чувствуя авторскую фальшь, делает пометку:
«Очень плохо он отвечает».
Гонясь за вычурностью, Знаменский манерничает:
«Потом они рассказывали, эти счастливейшие горняки, о пионерах».
Горький исправляет: «Потом горняки рассказывали о пионерах».
«Искристые речи» – пишет Знаменский. «Жаркие речи» – поправляет Горький. У Знаменского «заполошились», Горький уточняет: «всполошились».
Знаменский размазывает: «Сальский таял перед телефонной трубкой, заверения и обещания не сходили с его уст».
Горьковский карандаш перекроил фразу: «Сальский таял перед телефонной трубкой, не скупясь на заверения».
Впадая в многословие, Знаменский не замечает повторений, а Горький осуждающе подчеркивает повторы: «Ничего не случилось. Впрочем случилось. И случалось, чего так долго ожидал он».
Подчеркиванием Горький обращает внимание автора на то, что в двух строках три раза слово «случилось» употреблять не следует. Укоризненно подчеркнута и такая неуклюжая фраза: «В вечерние заморозки нехотя гасла заря».
Знаменский пишет витиевато и размашисто: «Мишу знают комсомольцы всего завода, этого заядлого планериста « стенгазетчика, где он только не успевает».
Горький делает фразу простой, четкой и доходчивой:
«Мишу, планериста и стенгазетчика, знают комсомольцы всего завода».
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Шесть десятилетий в нестареющей комсомольской шеренге журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»