Вернуть песне мелодию и смысл – об этой проблеме я тоже думаю и потому с большой готовностью согласился принять участие в дискуссии. Для меня и моих коллег, актеров Большого театра, это болевая, злободневная тема. Мне показалось, что застрельщики дискуссии Е. Осетров и В. Лазарев справедливо возмущены явлением так называемого «маскульта» и опасаются проникновения на эстраду пошлости, бездуховности. Кроме того, нужно помнить, какой заряд безыдейности, антигражданственности несет в себе это грозное явление, отравляя сознание нашей молодежи.
Да, низкопробная музыка чаще всего рождается из-за коммерческих интересов... самих музыкантов! Нельзя пенять лишь на публику: она поет то, что ей предлагают.
Посчитайте, сколько открыто ресторанов и кафе в больших и малых городах. Именно рестораны – рассадники пошлой музыки. Даже талантливый композитор считает сейчас для себя престижным и выгодным, если его песня попадет в программу ресторанного репертуара. Песенка, написанная подоходчивее, на широкую публику, становится подоходнее для авторов – такой вот жестокий каламбур.
Из ресторанов шлягер выплескивается в концертный репертуар, на пластинки, кассеты, на многотысячные стадионы. Мы вынуждены слушать одну и ту же дурную песню в Москве и на Сахалине, в Мурманске и Алма-Ате, в самолетах, поездах, гостиницах. Стандартизация музыки, архитектуры, моды несет опасность стандартизации вкуса, мышления в массовом масштабе. Я знаю певцов ВИА, которые тщательно продумывают свой концертный «костюм», чтобы быть сугубо модными: кроссовки, разрисованные зарубежной символикой майки и куртки – лишь бы быть «в струе» требований широкой публики. Что это – от собственного скупого воображения или от неуверенности в своем таланте?
Был я на концерте прибалтийского ансамбля «Радар». Полчаса публика ждала, пока установят гигантскую, трехэтажную аппаратуру. Сидел и думал: какой же многорукий Шива будет играть на этих инструментах, какой выдающийся музыкант? Но всего-то на полпроцента была использована в концерте могучая установка. Значит, все это для зрелищности, для вида, для разговоров обывателей. Мол, у «Бони М» шестнадцатитонная аппаратура, а у Элтона Джона – в сорок тонн, вот это да!
После концерта публика уносит не мелодию, не праздник души, не о профессиональной трактовке музыки идет речь, к сожалению. Я люблю хорошую эстрадную музыку, у меня много отечественных и зарубежных записей; на концерт ВИА иду, чтобы услышать или понять новое. А у многих ансамблей только и различия – цвет костюмов у исполнителей да освещение. Отталкивает исполнительская манера певцов, однообразная и противоестественная: высокие, визгливые ноты, надрывные эмоции. Почему потеряно мужское начало, нужна ли такая феминизация? В музыке исчезла гармония, оркестр гремит, оглушает – хоть зубы выдирай. Это буквально так: в США в зубных кабинетах пациенту надевают наушники с музыкой высокой мощности, человек впадает в прострацию и не чувствует зубной боли: вместо анестезии его бьют звуком по психике.
О вкусах не спорят, но верно и то, что вкус диктует манеру поведения, образ мыслей, даже образ жизни. В редакции «Смены» мне дали читательское письмо. Видимо, его написал подросток; письмо, к сожалению, анонимное, да это и понятно: автор при всей своей гротескной активности – личность подавленная, зависимая и трусливая. Процитирую кусочек «исповеди»:
«Я, как и мои друзья, болен музыкой. У нас страсть – тяжелый рок, и нас зовут «тяжелыми ребятами». Другая группа увлекается поп- и дискомузыкой, и мы их называем «гундосыми».
Если кто критикует нашу музыку, меня охватывает дикая ярость, я лезу в спор, иногда даже в драку. Мы живем от воскресенья до воскресенья, когда на толкучке меняем диски. Нас боятся девушки, они говорят, что мы какие-то маньяки, сумасшедшие. От меня ушла моя девушка, но я заглушил память о ней хард-музыкой. Извините, что пишу неразборчивыми буквами, плохим почерком: я уже отвык писать нашими буквами. У меня множество каталогов, там все написано английскими буквами».
Разве это письмо не SOS для нас, не поле битвы за молодежь? Сфера воздействия западной идеологии на вкусы и умы молодежи, охота за душами советских парней и девчат получила за последние годы довольно широкий размах, а мы, старшее поколение, порой теряем собственную зоркость и бдительность. Забываем, как разнообразны, приспособляемы формы враждебной идеологии.
Музыка – могучее средство воздействия на ум и сердце человека, особенно человека молодого, с повышенной впечатлительностью, восприимчивостью. Музыка несет в себе огромный эмоциональный и социальный заряд. Всякая музыка идейна, особенно безыдейная – именно она растлевает сознание и душу подростка. Конечно, не все идет впрямую в воздействии искусства на человека, но все взаимосвязано в этом контакте. Например, песня «Священная война» по влиянию может быть приравнена к плакату «Родина-мать зовет», однако лирическая песня «Синий платочек» для солдата обладала не меньшей силой.
Мы не можем жить старым багажом; прогресс науки и техники, эпоха НТР диктуют новые темпы жизни, новые ритмы в музыке. Массовая культура для нас – та, что идет в широкие народные массы, именно поэтому она должна быть высокоидейна, духовна, гармонична и чиста. Шлягер – популярная, распространенная песня; с тем большей требовательностью следует относиться к ней. Насытить песню гармоничным ладом, снабдить выразительным добрым словом – вот задача композитора и поэта. А задача средств массовой пропаганды и информации – обеспечить широкую рекламу лишь той продукции, которая отвечает требованиям высокой идейности и безупречного вкуса. Закономерен успех наших композиторов-песенников: Пахмутовой, Тухманова, Колмановского, Шаинского, чья слава – прямое продолжение славы предыдущего поколения музыкантов: Дунаевского, Фрадкина, Соловьева-Седого, Блантера. Мне нравятся песни Ю. Антонова, есть прекрасные, очень своеобразные песни у А. Пугачевой; не нуждаются в комплиментах артисты песенного жанра Йоала, Лещенко, Леонтьев; наши ансамбли «Песняры», «Горизонт» отвечают уровню мировых ансамблей. Справедливо оценивают современную песню читатели «Смены». присылающие письма в адрес клуба «Музыка с тобой».
Вот письмо от читательницы «Смены» Инны Малафеевой из села Ватажное Астраханской области: «В исполнении Софии Ротару я услышала песню, слова которой запомнились мне:
«Вставайте, вставайте, вставайте,
Молчать нам сегодня нельзя!
Вставайте, вставайте, вставайте,
В опасности наша Земля!»
Тревожно-набатные слова как нельзя более соответствуют сегодняшнему положению в мире. Да, нельзя нам сегодня молчать! Надо защитить нашу землю от ядерной войны!»
Если в душе человека рождаются такие достойные желания, если чувства выражаются словами искренними и значительными, значит, искусство «сработало» точно в цель. Музыка песни отозвалась музыкой сердца, слово песни породило ответное слово слушателя. Мы недаром говорим, что песня – наше оружие.
Оно защищает человека от черствости, равнодушия, эгоизма; борется за человека счастливого, умеющего любить Родину, друзей, жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как начинались вальс и танго
Сергей Вонсовский, академик, председатель президиума Уральского научного центра