Провинциальной науки не бывает

Геннадий Максимович| опубликовано в номере №1366, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сергей Вонсовский, академик, председатель президиума Уральского научного центра

– Сергей Васильевич! Готовясь к этой беседе, я собрал массу интересной информации об Уральском научном центре, которым вы руководите. Центру тринадцать лет, в нем одиннадцать институтов, около семи тысяч научных сотрудников. В последние годы здесь проведены фундаментальные исследования в области математики, физики, механики, экономики. Двести семьдесят пять миллионов рублей – таков, я знаю, экономический эффект от тысячи двухсот разработок институтов, внедренных в этой пятилетке. Данные весьма впечатляющие. И все же... И все же, Сергей Васильевич, Свердловск – это не Москва или Ленинград. Не ощущают ли себя ваши ученые, особенно молодые, как-то оторванными, что ли, от традиционных академических центров? Не считают ли они себя своеобразной средней прослойкой, так сказать, периферийной частью современной науки? Не отражается ли это на результатах их работы?

– А вы для начала попробуйте популярно разъяснить мне, что такое периферийная наука. Боюсь, у вас ничего не получится. Даже уверен. Потому что такой науки просто не существует! Вспомните Геттинген, Кембридж, Бостон. Все это не столицы, но в то же время традиционные мировые научные центры.

Материальная база, лаборатории, аппаратура – в этом мы ничем практически не отличаемся от столичных институтов. По числу титулованных ученых тоже не уступим. По результатам исследований?.. Судите сами.

У нас в Уральском центре работает широко известная школа математиков академика Красовского. Не только в Союзе, но и за рубежом считаются передовыми позиции, занимаемые нашими школами физиков по магнетизму и металловедов академика Садовского. Добавьте сюда еще и высокотемпературную электрохимию, геологию, экологию...

Что касается молодых ученых, то их вклад в достижения Уральского центра достаточно высок.

К примеру, в геофизике это разработка новой аппаратуры, основанной на ядерно-физических принципах. Причем аппаратура эта практически единственная в Союзе, по своим показателям значительно превышающая уровень лучших зарубежных образцов.

Весьма эффективно работает группа молодых ученых и на Белоярской атомной станции, где мы располагаем исследовательским реактором. Заметен вклад молодых и в области теоретической физики, в области теории твердого тела.

Так что в Уральском центре есть свои оригинальные направления. И поверьте, их гораздо больше, чем я перечислил. Но главная задача – скорее добиться, чтобы каждый институт приобрел свое собственное лицо, чтобы его исследования были актуальны. При этом мы, конечно, не можем да и не должны охватывать все без исключения сферы науки.

И все же провинциальная наука есть! Это плохая наука. И провинциальным ученым можно назвать того, кто работает вполсилы, не замахивается на большие дела.

Кстати, быть таковым вполне можно и в самой Москве. Что скрывать, и я не раз встречал подобных людей в столичных научных учреждениях. О них с чистой совестью могу сказать: вот провинциальные, периферийные научные работники – как по подходу к делу, так и по вкладу в него, по практическому использованию результатов.

– У молодежи УНЦ есть специальная программа «Внедрение». В нее включены работы, которые должны быть выполнены в этой пятилетке. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

– Одним из наиважнейших моментов в деятельности молодых ученых я считаю внедренческую работу.

Результаты научного поиска ни в коем случае не должны повисать в воздухе и оставаться красивыми, ценными... воздушными шарами.

Нужно, чтобы каждая новая формула, результат каждого удачного эксперимента работали, работали, работали!..

В рамках программы созданы КТМК – комплексные творческие молодежные коллективы. Сейчас их у нас одиннадцать. Поначалу многие из наших ученых старшего поколения считали это бесполезной затеей. Подумаешь, говорили, изобрели еще одно название! А что за ним?.. Но довольно скоро число скептиков сильно уменьшилось. КТМК доказали свою боеспособность.

В прошлом году мы провели конкурс таких коллективов. Лучшим был признан КТМК из Ижевского физико-технического института. Там создан спектрометр, по качеству превосходящий многие зарубежные образцы. Еще одним победителем назван КТМК из нашего Института металлургии, где была сделана интересная работа по легированию труб, разработан новый технологический процесс получения сплавов для модификации чугуна. Ожидаемый экономический эффект – 9,9 миллиона рублей в год.

Такими результатами, согласитесь, вполне могли бы гордиться любые столичные научные учреждения.

Кстати, мне вспомнился такой случай. Как-то с высокой трибуны я рассказывал о нашем центре и, между прочим, сказал, что один из наших институтов связан с пятьюстами организациями, разбросанными по всей стране. Меня тут же принялись упрекать в том, что мы распыляем свои усилия. Тогда слово взял президент Академии наук СССР Анатолий Петрович Александров и сказал, что иначе быть не может. Да и не должно быть иначе. Было бы неверным работать только на себя, замыкаясь на проблемах только своего региона. Наука не знает территориальных границ. И мы, уральские ученые, гордимся тем, что наши труды широко используются по всей стране. Так, например, недавно наши физики-магнитологи нашли способ существенно улучшить техпроцесс на текстильных предприятиях Ивановской области. Это значительно облегчит труд ткачих. А ведь Иваново от Урала неблизко.

В свое время мы передали железнодорожному транспорту разработанные нашими специалистами магнитные дефектоскопы. Сейчас ими оборудованы вагоны-лаборатории, обслуживающие всю сеть железных дорог страны и метрополитены. В ближайшие несколько лет нам нужно создать магнитные дефектоскопы для нефте- и газопроводов страны. Задача весьма сложная. Но ведь чем сложнее задачи, тем весомее результаты. И тот факт, что нашими уральскими разработками пользуется вся страна, для ученых центра – моральный стимул, который ничем не заменишь.

Да, мы уральские ученые, но никакие границы перед нами не поставлены, в рамки мы не замкнуты. Рамки, узость, отсутствие перспектив и масштабов – все это настоящей науке изначально противопоказано. Замкнутая в рамки, наука хиреет, перестает плодоносить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены