Ленинской заботой согреты

Владимир Десятерик| опубликовано в номере №1366, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Неузнаваемо изменились за минувшие десятилетия условия, при которых вступают в самостоятельную жизнь, начинают свою рабочую биографию миллионы юных граждан нашей страны. Совсем другие проблемы возникают перед каждым из них, нежели это было в первые послереволюционные годы. Правовые интересы молодых рабочих сегодня строго охраняются установленными законодательными актами. Предприятия разрабатывают специальные планы повышения квалификации влившихся в их коллективы подростков, заботятся об их общеобразовательном росте, улучшении жизненных условий, досуга.

Конечно, не все эти проблемы уже решены повсеместно. Поэтому Коммунистическая партия и ставит перед соответствующими государственными органами, перед Ленинским комсомолом задачу дальнейшего совершенствования системы подготовки достойной смены рабочего класса, чтобы как можно в более раннем возрасте каждый юноша или девушка находили подлинное трудовое призвание, безошибочно определяли свою профессию на многие годы.

Поиски самых действенных, самых коротких путей к точному выбору подростком своей рабочей специальности, которая бы не только не разочаровывала его в последующем, но, наоборот, доставляла ему радость и удовлетворение, помогала его творческому росту, крепила в нем гордость за свою нужную людям профессию, – дело не такое уж простое. И потому так важно сегодня вновь и вновь приобщаться к ленинскому первоисточнику, к документам партии, в которых очерчиваются ориентиры трудового воспитания юношества, находить единственно верные, теоретически выверенные, оправданные самой практикой формы и методы воспитательных усилий, отвечающие как новым общественным потребностям, так и растущим жизненным интересам подростков. Ведь в социалистическом обществе труд всегда был и будет главным источником прогресса, твердым гарантом всестороннего развития личности.

 

Постановлние Совета Труда и Обороны, которое воспроизводится здесь по четырнадцатому номеру «Бюллетеня трудового фронта» (официальное издание Народного комиссариата труда), выпущенному 8 июля 1921 года, было подписано В. И. Лениным 1 Июля 1921 года. Какова история возникновения этого документа?

Что послужило причиной для обращения руководителя рабоче-крестьянского государства к решению проблемы, связанной с защитой интересов работающих подростков?

Прежде чем ответить на эти вопросы, расскажем коротко о ленинском отношении к этой проблеме в предшествующие годы.

Охране труда малолетних посвящены специальные пункты в выработанном В.И.Лениным проекте программы партии. В десятках работ вождя предоктябрьского периода встречаешь страстный призыв отстаивать права подростков, которые вынуждены с ранних лет включаться в систему капиталистического производства, подвергаться жесточайшей эксплуатации, калечащей их здоровье, лишающей света знание, радости детства.

Первые ленинские декреты, ознаменовавшие рождение новой эпохи, заявили всему миру позицию рабоче-крестьянского правительства и в сфере жизненных прав подрастающего поколения. Уже 29 октября (11 ноября) 1917 года, на четвертый день существования Советской власти, декретом Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом дне определялось, что «малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются», что «рабочее время не достигших 18 лет не может быть продолжительнее 6 часов в сутки», что «в ночное время воспрещается пользоваться трудом рабочих женского и мужского пола в возрасте до 16 лет», что не достигшие восемнадцатилетнего возраста не допускаются к сверхурочным работам. Молодежи была предоставлена возможность бесплатно получать образование и профессию. Была введена охрана детского труда. Налаживалось профессионально-техническое обучение подростков.

Подписанный В. И. Лениным декрет Совнаркома от 20 июня 1919 года прямо подчеркивал, что «необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда... наиболее быстрым и верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений...». В том же 1919 году, ознакомившись с тезисами «К борьбе за восстановление народного хозяйства», Владимир Ильич против двадцать четвертого тезиса пишет: «Это да». А именно здесь речь шла об организации профессиональной подготовки подростков непосредственно на производстве. Автор тезисов предлагал следующее: «Так как в процессе революции не только распылились квалифицированные рабочие, но прекратилось и выделение новых кадров, необходимо организовать ученичество в заводах на новых началах с государственным премированием лиц, отдающих своих детей а предприятия на выучку, с одной стороны: и с премированием рабочих и мастеров, от которых зависит успешность выучки, – с другой...»

Характерно, что уже 18 сентября 1919 года В. И. Лениным было подписано постановление Совнаркома, которым увеличивались тарифные ставки ученикам и подросткам. Их заработная плата с 1 сентября возрастала на сто процентов.

Осенью того же года Владимир Ильич посещает опытно-показательную школу профессионального образования Наркомпроса, беседует с учащимися, интересуется их бытом, учебой. Через некоторое время он поддерживает предложение о передаче Наркомпросу имения «Знаменское» для организации там опытно-показательной коммуны для подростков.

Обращается В. И. Ленин и к вопросу об охране прав работающих подростков. 30 января 1920 года в рукописном экземпляре протокола заседания Малого Совнаркома он утверждает пункт номер один, где речь шла об ассистентах-инспекторах труда из среды рабочей молодежи, которые занимались контролем за соблюдением на предприятиях трудового законодательства, охраняющего права подростков. 28 апреля 1920 года Владимир Ильич подписывает «Временные правила Совнаркома об отпусках рабочим и служащим в 1920 году». Этим документом продолжительность отпуска всем работникам устанавливалась в две недели, а подросткам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, дополнительно предоставлялся еще двухнедельный отпуск.

29 июля 1920 года Владимир Ильич подписывает декрет Совнаркома, которым все рабочие в возрасте от восемнадцати до сорока лет обязывались пройти учебную профессионально-техническую подготовку. Действие декрета распространялось на все предприятия и железные дороги республики. Специальным пунктом в декрете предусматривалось: «В тех предприятиях, где не организованы фабрично-заводские школы для подростков и учеников, учебная повинность распространяется на лиц с 14-летнего возраста».

Подлинно отеческой заботой о коммунистическом воспитании юношества в процессе активной трудовой деятельности проникнуты строки программной ленинской речи на III съезде комсомола 2 октября 1920 года.

Переход к новой экономической политике самым непосредственным образом затронул жизненные интересы трудящегося юношества. Государственные предприятия, действуя по принципу хозрасчета, естественно, заботились об удешевлении выпускаемой продукции. Как проще достичь этого? Сокращать штаты работающих. Кто в первую очередь подпадал под число увольняемых? Само собой разумеется, что это были менее квалифицированные кадры и в первую очередь молодежь, подростки. Сокращение работающей молодежи на некоторых заводах и фабриках приобрело чрезвычайно массовый характер. Кое-где было уволено до трети всех занятых на производстве подростков. О размахе этих сокращений уже в первые месяцы нэпа можно судить хотя бы по предприятиям Рыбинска. Так, к январю 1922 года из 933 подростков там было уволено 305 человек. А в целом по стране число безработных подростков вырастало до огромных размеров. К концу 1921 – началу 1922 года число рабочих-подростков от 14 до 18 лет сократилось в промышленности республики с пятисот тысяч до ста девяноста двух тысяч.

Наряду с подобными тенденциями на государственных предприятиях молодежь заметно страдала от усилившейся эксплуатации, от беззастенчивого попрания советского законодательства со стороны владельцев частнособственнических предприятий. Под любыми предлогами нэпманы уклонялись от заключения трудовых договоров с молодыми людьми, а затем беззастенчиво эксплуатировали их труд, побуждая при мизерном заработке безропотно работать по двенадцать – четырнадцать часов в сутки. Это не могло не вызвать беспокойства со стороны ЦК РКСМ.

С весны 1921 года Центральный Комитет комсомола вынужден был постоянно заниматься этой проблемой, принявшей прямо-таки угрожающий характер. «Май – июнь 1921 года. – вспоминал работник ЦК РКСМ тех лет Ф. Плясунов, – превратили Центральный Комитет нашего союза в настоящий, доподлинный комиссариат рабочей молодежи по экономическим делам. Не проходило дня, чтобы в ЦК не получали из какой-либо рабочей организации союза извещения об увольнении рабочих-подростков. Причем все эти извещения обыкновенно заканчивались грозным требованием – принять необходимые меры для ослабления этого похода против подмастерья».

Однако не так просто было приостановить увольнение подростков. Условия нэпа, когда государственные предприятия перешли на хозрасчет, а владельцы предприятий частнокапиталистического сектора прямо-таки распоясались в своем отношении к молодым рабочим, объективно способствовали тому, что положение дел с трудоустройством подростков ухудшалось. Нужно было принимать экстренные меры.

13 июня 1921 года секретариат ЦК РКСМ обсуждал вопрос о положении рабочей молодежи. И вслед за этим руководители комсомола посчитали необходимым проинформировать Владимира Ильича о положении дел специальной докладной запиской. 24 июня такая записка с предложениями об упорядочении увольнений подростков, а также возможных путях их быстрейшего трудоустройства была направлена В. И. Ленину. Из тома Биохроники, вышедшего несколько лет назад, известно, что в тот же день Владимир Ильич ознакомился с запиской комсомольцев. Ибо, председательствуя 24 июня на вечернем пленарном заседании Совета и Обороны (СТО), он дополняет повестку дня целым рядом вопросов, и среди них таким: «Рабочие – члены союза молодежи». Видимо, по предложению Владимира Ильича тогда же и была образована комиссия из представителей ЦК комсомола. ВСНХ, ВЦСПС, Наркомтруда и Наркомпроса, которой предстояло выработать проект постановления. Совета Труда и Обороны по данному вопросу. Из сохранившихся в Центральном архиве ВЛКСМ документов видно, что уже 26 июня ЦК РКСМ принял решение о направлении своего представителя в комиссию. Им был упомянутый ранее Федор Плясунов. Комсомольский представитель посчитал, что члены комиссии в подготовленном ими совместно проекте постановления Совета Труда и Обороны не использовали всех мер, необходимых для подлинного трудоустройства подростков. Поэтому ЦК РКСМ перед обсуждением вопроса на заседании СТО обязывал своих делегатов, которым предстояло участвовать в этом заседании, настойчиво отстаивать там свои предложения. С таким настроем и пришли посланцы комсомола на заседание Совета Труда и Обороны 1 июля 1921 года.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Провинциальной науки не бывает

Сергей Вонсовский, академик, председатель президиума Уральского научного центра